31 мая 2022, 13:10
0 4949
0
0

Экологический проект Маяка: старицу Суры очистили от 7000 тонн отложений, накопившихся за 100 лет

Экологический проект Маяка: старицу Суры очистили от 7000 тонн отложений, накопившихся за 100 лет

Пензенская холдинговая компания «Маяк» завершает крупный проект очистки старого русла реки Суры. Он является одним из ключевых этапов экологической программы. За счет ресурсов и средств фабрики главную водную артерию города очистили от отложений, скопившихся за 100 лет. Такого в Пензе не делал еще никто. Рассказываем о том, как это было, и что нашли на дне Суры.

Директор по производству ОАО «Маяк» Андрей Дубов рассказывает, что когда подрядчики провели очистку русла, то смогли увидеть 12-метровую дамбу, построенную в 70-х годах, в первозданном виде. Такой, какой она была построена. За годы здесь образовалось множество отложений и зарослей. Этот эффект «до и после» позволяет оценить масштабы проекта. Река зарастала годами, ее загрязняли десятки предприятий и сами жители.

При этом в очистку Суры не вкладывались: этим занимались редкие частные компании. В этом смысле проект «Маяка» абсолютно уникален, такую работу делают впервые в истории Пензы. На бумажной фабрике считают, что бизнес несет не только социальную, но и экологическую ответственность. Это новый принцип работы холдинговой компании.

- Совет директоров «Маяка» и руководство нашей фабрики приняли беспрецедентное решение. Мы провели очистку старицы Суры от естественных донных отложений, которые скопились здесь за предыдущие 100 лет. Этот проект полностью реализован за счет компании. Перед тем, как начать работы, мы рассматривали много разных технологий очистки русла. Думали о покупке земснаряда, или другой подобной системы, изучали похожий опыт, - рассказывает Андрей Дубов.

В итоге для очистки русла от мусора и отложений было решено использовать экскаватор-амфибию. Необходимую машину нашли в Самаре и перегнали в Пензу. Наш собеседник объяснил, что по сути это обычный экскаватор, который установлен на понтоны и гусеницы, благодаря чему может передвигаться как по земле, так и по воде.

Проект был согласован и получил разрешение в Министерстве природопользования Пензенской области, после чего подрядчики приступили к работе. С помощью экскаватора был очищен затон вдоль дамбы. Грунт, который извлекали из реки, грузили и вывозили на свалку.

- Прежде, чем начать работы мы провели исследования грунта, отправили его в лабораторию. Он не опасен, со дна Суры извлекают обычный ил, песок, донные отложения, - рассказывает Андрей Дубов. – В итоге работы усложнились тем, что со дна реки пришлось также убирать растительность, подтопленные стволы деревьев.

Конечно, есть и мусор, и его не мало. В реку чего только не бросают с берега. Все мы помним, как выглядела набережная Суры до реконструкции, когда из мусора образовался целый островок. Конечно, необходимо отслеживать подобные вещи и вводить штрафы за загрязнение реки. Это будет воспитывать культуру бережного отношения к природе родного города.

Андрей Дубов отметил, что из старого русла Суры извлекли около 7000 тонн отложений, вывезли 350 большегрузных автомобилей на полигон ТБО. Первый этап очистки близится к концу, к июню при благоприятном стечении обстоятельств его планируют завершить. Русло расчистили на ширину 12 метров от дамбы, а также очистили саму дамбу, которая была построена в 70-х годах прошлого века. Кроме отложений, на ее склонах было много растительности, деревьев, кустарников, мусора.

- Мы ее расчистили, убрали ее до бетонных плит и первозданного вида. Были удалены все наносы и естественные отложения на протяжении 12 метров. Экскаватор очистил часть естественного берега Суры, его мы тоже почистили. К концу мая эта протока будет сделана, и естественное течение реки станет быстрее и свободнее идти, а водоем начнет самоочищаться, - рассказывает Андрей Дубов.

На стадии реализации проекта подрядчики столкнулись с несколькими сложностями. Во-первых, экскаватору пришлось работать под высоковольтной ЛЭП, которая проходит над затоном. Во-вторых, экскаватор периодически наталкивался на затопленные деревья и другие помехи.

Вскоре на фабрике планируют приступить ко второму этапу работ. Предстоит удалить оставшуюся часть донных отложений, для вывоза которых ищут новую технологию. Не исключено, что с этой целью придется сооружать пирс и использовать баржи, на которые будут грузить грунт.

Первый этап работ обошелся фабрике в сумму около 30 миллионов рублей. Проект действительно затратный и очень непростой. За счет своих средств холдинговая компания «Маяк» делает огромный вклад в будущее родного города, спасая от гибели главную водную артерию и природу.

Читайте по теме:

На «Маяке» начинается строительство очистных: будут работать в три смены, в том числе ночью (1pnz.ru)

Экологическая перезагрузка на «Маяке»: какими будут новые очистные сооружения? (1pnz.ru)

Фото:
Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.