Упадут ли на голову пензенцам самарские краны? Мнения экспертов
Ростехнадзор ответил на запрос Первого пензенского портала по поводу башенных кранов, которые стоят на территории стройки пензенского цирка и нависают над улицей Плеханова. Выяснилось, что за краны отвечает самарская организация, а в Пензе их пока даже проверить никто не может.
Напомним, что редакция Первого пензенского портала обратилась 30 мая в Ростехнадзор с запросом о ситуации с кранами на Плеханова, 13. Спустя 10 дней пришел ответ от имени Олега Игнатьева - заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора.
В письме сказано, что башенные краны QTZ-125 и Acromet принадлежат ООО «СУМР-3». И именно собственник отвечает за соблюдение норм установки и монтажа этих грузоподъемных механизмов. Как выяснилось, ООО «СУМР-3» находится в Самаре. Ростехнадзор направил "самарцу" запрос о соблюдении требований промышленной безопасности при длительном простое грузоподъемной техники. В настоящее время редакции не удалось получить комментарий ООО «СУМР-3» о том, как они контролируют безопасность кранов в Пензе из другого города.
В свою очередь, у Ростехнадзора для проверки кранов, исходя из текста ответа, недостаточно оснований. Данные грузоподъемные механизмы относятся к четвертому классу опасности, который не подпадает под плановые проверки. А проверять вне плана контролеры уполномочены только в ряде случаев - если нанесен вред жизни и здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, культурным и историческим памятникам, либо создается угроза такого вреда.
Ссылаясь на приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2014 года № 533, авторы письма отмечают, что «выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на опасных производственных объектах (далее - ОПО) с применением подъемных сооружений (далее - ПС) возможно, но должно осуществляться в соответствии с проектом производственных работ (далее - ППР), разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией».
Редакция Первого пензенского портала опросила экспертов, соблюдаются ли нормы расположения башенных кранов на Плеханова, 13.
Ольга Кривозубова, руководитель ООО «Империя дизайна», одного из бывшего субподрядчиков в строительстве пензенского цирка.
- Я много лет работаю в строительной сфере и ни разу не наблюдала такой картины, как на Плеханова, 13. По правилам, под стрелой крана нельзя находиться. Самый простой пример - вы можете купить жилье сразу после того, как со стройки уберут кран, но раньше это сделать невозможно из-за требований безопасности. А стрелы кранов на стройке цирка находятся в «свободном полете» над тротуаром, этого не должно быть. Считаю, что это создает угрозу жизни и здоровью людей. По этому вопросу я сама лично обращалась в пензенское отделение Ростехнадзора и прокуратуру Пензенской области. Ответа на свои запросы не получила. Краны должны стоять в соответствии с ППР, это могут проверить представители Госжилстройтехинспекции.
Игорь Гарькин, эксперт по промышленной безопасности.
- Если на стройке два крана, то главную опасность они представляют, если находятся в свободном движении. Поэтому их обязательно закручивают так, чтобы амплитуда оборота не превышала 1,5 метра. Но это правила, которые действовали до сих пор. С 6 июня Ростехнадзор внес поправки в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Поменялись ли упомянутые нормативы - скоро узнаем.
Главный механик одной из пензенских строительных компаний (пожелал не называть имя).
- Если на стройке один башенный кран, то его стрела должна вращаться свободно вокруг оси. Если же их два, то в обязательном порядке стрелы устанавливаются одна выше другой, чтобы при вращении не столкнуться. В противном случае это будет считаться нарушением установки и монтажа, которое является угрозой безопасности жизни людей. Вторым условием установки двух кранов является ограничение движения вокруг оси. При выполнении обоих условий допускается, чтобы стрела находилась над проезжей частью дороги и тротуаром, если вокруг плотная застройка.
К слову, в марте 2016 года краны были повернуты на 90 градусов в другую сторону и не выходили за территорию ограждения строительства.
Фото 1pnz.ru