Большая прибыль на лекарствах. Как Шпигель побеждал на госзакупках в Пензенской области
Дать взятку губернатору, чтобы получать государственные заказы, ещё полбеды. Надо ещё победить в государственном аукционе, устранив конкурентов, да так, чтобы никто ничего не заметил. 1pnz предположил, как ОАО «Фармация» обходило других участников госзакупок.
Мы уже писали, сколько Борис Шпигель заработал на пензенских больницах. Эта цифра в десятки раз больше «подарка» Ивану Белозерцеву за конкурентные преимущества. Каким образом ОАО «Фармация» побеждала других участников, оставаясь в тени? По нашему мнению, оно использовало три способа.
Способ 1. Война с аукционной комиссией
Во многих тендерах «Фармация» была единственным участником и получала контракты без борьбы. Но не всегда всё шло по плану быстрой победы. Иногда «Фармацию» снимали с конкурса из-за несоответствия требованиям. Когда аукционная комиссия дисквалифицировала компанию, она объявляла войну.
В 2016 году почти 40 пензенских больниц объявили единый аукцион на покупку лекарственных средств. Победитель получает всё! ОАО «Фармация» была единственным участником, и вот, казалось бы, контракт в кармане… Да вот незадача, компания не подошла по требованиям.
Аукционная комиссия дисквалифицировала «дочку» Бориса Шпигеля, потому что её препарат не был зарегистрирован в госреестре лекарственных средств – веская причина. Но «Фармация» сочла решение незаконным и написала жалобу в УФАС.
Созвали комиссию из антимонопольной службы, чтобы очно во всём разобраться. Стороны спорили несколько дней. В конце концов, «Фармация» добилась своего: её жалобу признали обоснованной. Фармкомпания получила закупку на 1 млн. рублей, заключив около сорока контрактов с пензенскими больницами.
Способ 2. Жалобы на конкурентов
Если в аукционе «Фармация» оказывалась на втором месте, она боролась с конкурентом при помощи жалоб. После них победителя дисквалифицировали с пометкой «не соответствует требованиям».
Объясним на примере. Пензенский онкодиспансер закупал дорогостоящее лекарство на 3 миллиона. Одна доза препарата стоила в то время 16 тыс. рублей. За контракт боролись две компании – «Фармация» и ООО «Рай». Конкурент предложил более низкую цену, чем «Фармация», и мог победить.
Пока деньги не увели у «Фармации» из-под носа, она принялась строчить жалобы, призывая исключить компанию из списков. У неё получилось. Онкодиспансер не стал заключать контракт с ООО «Рай», и победа вновь досталась компании Бориса Шпигеля.
Способ 3. Объявить и отменить
Покупатель объявлял аукцион, куда подавали заявки несколько фармацевтических компаний. Если какая-то из них была лучше компании Шпигеля, заказчик просил отменить закупку. Спустя некоторое время объявляли новый аукцион, в котором побеждало ОАО «Фармация».
В сентябре прошлого года онкодиспансер закупал лекарство на 1 млн. рублей. Спустя неделю после начала аукциона заказчик прервал определение поставщика по собственному желанию. Через несколько дней больница объявила новый аукцион на тот же препарат, повысив закупочную цену. В аукционе был только один участник и победитель – ОАО «Фармация».
Так как все участники первого аукциона остались скрытыми, мы не можем знать истинную причину, почему диспансер его прервал. Возможно, это было удачным совпадением. Тем не менее, о подобной хитрости давно известно: пришёл «лишний» участник? Отменяй закупку и начинай заново.
По данным DSM Group, государственные заказы составили 89% оборота «Биотэка». Полагаем, компания опробовала все известные серые схемы по получению госзаказов. Может, изобрела свои. Вилась-вилась верёвочка, да подошла к концу. Пора «Фармации» изучить способы честной борьбы. Посмотрим, сможет ли она тогда остаться на рынке.