19 июля 2019, 06:00
0 6014
0
0

Почему в Пензе каждый год меняют бордюры? Расследование 1PNZ

Почему в Пензе каждый год меняют бордюры? Расследование 1PNZ

Как наступает лето, так в городе начинают ремонтировать дороги. Конечно, это хорошо: ездить комфортнее, убитых участков заметно меньше. Но в любом хорошем деле есть свои странности и минусы. Ведь там, где делают хорошо за большие бюджетные деньги, там могут быть и большие злоупотребления с этим самым бюджетом…

Круговорот бордюров в природе

Самое подозрительное действо, которое разворачивается на глазах всего города и области во время ремонта дорог – это установка бордюров. Пензенцы то с одной, то с другой улицы присылают фото и возмущаются – новые бордюры меняют… на новые! И это мы видим уже второй год. Например, в прошлом июне подобную картину можно было наблюдать на улице Володарского. Как дорожные рабочие сняли абсолютно новый бортовой камень (так бордюры называют на своем профессиональном языке дорожники) и привезли стопки с новым бортовым камнем, который положили, вместо нового-старого. Абсурд же!

В этом году самая нашумевшая новость о замене новых бордюров на новые пришла с улицы Антонова. Там не просто умудрились расковырять недавно уложенные новые бордюры. Но и замену им привезли так себе. На некоторых бортовых камнях были заметны явные сколы и повреждения. Как будто на другой улице сняли и сюда привезли! Это что за прачечная такая вообще получается?! Катают по всему городу бордюры с одной улицы на другую, а по смете отчитываются как за новые? Вот это прачечная!

Возмущению горожан нет предела. Шутки про бордюры заполнили соцсети. Пришло время разобраться, что же происходит на самом деле. Редакция Первого пензенского портала пообщалась с экспертами в области дорожного строительства. Они рассказали нам, откуда растут ноги.

Откуда берутся деньги на дороги?

Итак, ремонт ключевых транспортных артерий Пензы ежегодно проводят по федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - БКАД. Ну БКАДом она стала в этом году, а два предыдущих года аббревиатура была БКД, без слова «Автомобильные». Просто первый этап, который был БКД – завершился и у него уже есть свои результаты.

БКАД, как и БКД – это национальный проект. Основная цель проекта – привести дороги в нормативное состояние и уменьшить смертность от ДТП. Над разработкой паспорта проектов и его стандартов работали огромные научные институты. Сначала собирали данные, затем анализировали типовые случаи смертельных аварий на дорогах. И на выхлопе создали систему стандартов, как должны делать дороги, чтобы количество смертей резко сократилось.

Под это выделили деньги из федерального бюджета и раздали регионам из дорожного фонда, в который с 2010 года шли деньги со штрафов и транспортного налога.

Непосредственным оператором программы является Росавтодор – это Федеральное дорожное агентство, через которое распределяются финансовые потоки по регионам. Деньги выдают только тем регионам, которые подготовили и защитили соответствующие проекты.

Что происходит в регионах

Итак, масштабный проект и его цели, безусловно, благие. Но как исполняют указания из Москвы на местах? Ведь, как известно, всё хорошее у нас часто губит «эксцесс исполнителя».

Периодически дорожники допускают косяки – как мелкие, так и крупные. В прошлом году Первый пензенский портал подробно освещал эту тему. То здесь, то там мы находили шедевры местных мастеров «тяп-ляп» и тех, кто думает, что «и так сойдет!». Надо сказать, что долгая процедура распределения тенедеров на ремонт дорог заставляет дорожников потом делать всё бегом-бегом, как спринтеров.

А у городской администрации, которая в лице Депортамента ЖКХ Пензы является заказчиком работ периодически появляются проблемы со зрением и отсутствие силы воли. То ли не видят они недочеты, то ли просто не желают «париться» и заставлять подрядчиков их переделывать.

Подобная практика есть и в других городах. Где-то местные сити-менеджеры справляются с надзором хуже, где-то лучше. Но абсолютно повсеместно, где дороги ремонтируют по проекту «Безопасные и качественные дороги» происходит аномалия с бордюрами. Новые меняют на новые.

Обложим бордюрами всю Россию

В разных городах заголовки местных СМИ и развлекательные сайты пестрят новостями о замене бордюров. Вот, например, новые бордюры меняют на новые в Ростове-на-Дону:

А вот в Липецке:

В городе Королёве Московской области меняют хорошие бордюры на очень хорошие:

А вот в Краснодаре на улице Ставропольской:

А вот в Красноярске:

Перечислять регионы и постить веселые картинки, как по всей России меняют новые бордюры на замечательные можно бесконечно.

Неумолимый ГОСТ

Итак, вернемся к проекту БКАД, по которому регионы получают деньги на ремонт дорог. Если изучить технические задания на ремонт улицы Антонова от 2018 и 2019 года, размещенные на сайте Госзакупок, то можно обнаружить интересную вещь. Каждый раз ремонт предполагает соблюдение этапов «Разборка бордюрных камней дорожных на щебеночном основании», «Установка бордюрных камней бетонных (дорожных БР 100.30.15) М-400».

При этом:

«При производстве работ по холодному фрезерованию асфальтобетонного покрытия, а также при разборке бортового камня «Исполнитель» обязан произвести возврат материала, в места складирования по указанию «Муниципального заказчика». – В переводе на русский язык, старые бордюры возвращают заказчику – то есть Департаменту ЖКХ Пензы, который уплатил за них в прошлый раз.

По словам наших экспертов – это ГОСТы, которые приходится соблюдать при ремонте дорог по программе БКД. Обойти их нельзя, так как конечная цель привести все дороги к единому стандарту. При этом абсолютно любое телодвижение, связанное с дорогой – будь то масштабное строительство или текущий ремонт, требует соблюдение ГОСТов, которые в свою очередь требуют каждый раз устанавливать новый бортовой камень.

При этом и сами бордюры должны по форме и размерам соответствовать этим самым ГОСТам. Открываем «ГОСТ 32961-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Технические требования, читаем:

«Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную. […] Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.»

И здесь одни подробные указания. Но, никуда не деться. Хотите федеральные средства на ремонт дорог – строго соблюдайте. И меняйте бордюры каждый год. Новые на новые.

Есть ли толк?

Ладно, может быть всем этим ученым и экспертам в НИИ и виднее, как часто надо менять бортовой камень. Но есть ли толк от таких жестких требований и расходов, которые многим кажутся нерациональными? Раньше-то вообще денег на бордюры не было, вот и не ставили их. А сейчас не просто весь город в них закатали, но и еще на трассе стали ставить. Это вообще невидаль.

Согласно статистике, после реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017-2019 годах количество аварийно-опасных участков снизилось на 50%. К концу 2018 года в нормативное состояние были приведены 62,2% дорожной сети, в количество погибших удалось снизить на треть.

Может быть, оно того и стоит. Вообще факт, что в нашей стране эффективность начали оценивать сохраненными человеческими жизнями, радует сам по себе. И главная инновация, наверное, в этом, а не в новом стандарте бордюров.

На этом мы завершаем сегодняшний материал, но не успокаиваемся. Первый пензенский портал продолжит серию статей о круговороте бордюров в природе. В следующем материале мы расскажем, куда деваются старые бордюры, и кто является поставщиками новых бортовых камней – то есть зарабатывает на этом бизнесе в Пензе.

Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.