Нацпроектов станет больше
Первый заместитель министра финансов РФ Леонид Горин предложил увеличить количество нацпроектов с 12 до 14 или даже до 15, добавив новые направления в области сельского хозяйства и развития Дальнего Востока. Второй проект Пензенской области не интересен, зато первый очень привлекателен.
Сейчас Пензенская область охотно участвует в 50 из 67 федеральных проектах в рамках всех двенадцати национальных проектов. Поэтому можно догадаться, что, если появится новое направление, глава региона поспешит принять в нём участие. Агропромышленный комплекс в области занимает одно из ведущих мест среди отраслей производства, и его развитие положительно отразится на экономике региона.
В настоящее время в Пензенской области реализуется госпрограмма «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы». Общий объём финансирования – около 40 млрд. руб. (из них бюджетные – почти 19 млрд.). Эти деньги выделяют на улучшение отдельных отраслей, технологическую модернизацию и развитие материально-технической базы. Но денег много не бывает, а участие в нацпроекте поможет привлечь дополнительные средства из федерального бюджета.
В-третьих, Пензенская область показывает положительные результаты в исполнении уже существующих национальных проектов. Регион не раз входил в тройку лидеров среди участников проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В то же время, практика реализации нацпроектов вызывает много вопросов. Все они связаны с финансовой стороной дела. Задумка сама по себе верная. Страна оказалась в непростом социально-экономическом положении, развитие явно стагнирует. Президент решил переломить эту ситуацию путем введения прорывных проектов. Однако их финансирование экономике страны дается непросто. Причем сложности возникают не только с федеральным бюджетом. В регионах, а уж тем более в муниципалитетах не так много денег для финансирования масштабных программ.
Некоторые представители столичного истеблишмента яростно критикуют нацпроекты. Например, глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин утверждает, что эффективность их реализации низкая. Мол, проекты не приводят к экономическому росту и достижению национальных целей (снижение бедности, рост продолжительности жизни, выход экономики на 5 место в мире).
Другие эксперты говорят, что нацпроекты – хорошая идея, но в том случае, если в бюджете есть излишки. Например, в эпоху нефтяного бума страна могла себе это позволить. Сейчас денег не так много, чтобы отдавать триллионы рублей на проекты, эффективность которых проверить очень сложно – нет действенной системы мониторинга. Кроме того, фактическое расходование средств на реализацию проектов пока находится на низком уровне – то ли власть не готова к оперативному финансированию столь масштабных проектов (например, в связи с технологическими сложностями), то ли виновата ведомственная разобщенность. В общем, в реальности всё не так сказочно, как на бумаге.
Однако некоторые регионы напротив показывают необыкновенную скорость в освоении федеральных средств. Для них это настоящее спасение во многих сферах экономики и хозяйства. К примеру, в нашем регионе благодаря федеральным программам заметно улучшились те же дороги. Откуда еще могла бы возникнуть такая возможность, если бы не нацпроекты? Так что освоение средств – уже вопрос эффективности работы власти на местах. В этом плане у Ивана Белозерцева есть чему поучиться главам других субъектов.
Возвращаясь к новым нацпроектам, стимулировать уровень сельского хозяйства было бы очень неплохо и на региональном, и на федеральном уровне. Это вопрос продовольственной независимости, который последние пять лет после введения санкций в отношении России звучит все громче. Санкции становятся все более жесткими, так что необходимо сделать все, чтобы страна сама себя обеспечивала продовольствием. Мы также не сомневаемся, что участие в таком проекте пойдёт региону только на пользу и будем ждать решения из столицы.