Правила жизни Виктора Кувайцева. Мэр Пензы в свой День рождения рассказал, как найти золотую середину и обрести командный дух
Первый пензенский портал публикует эксклюзивное интервью с мэром Пензы Виктором Кувайцевым. Нам удалось пообщаться с сити-менеджером в его День рождения – 2 января.
В свой День рождения Виктор Кувайцев на работе с самого утра. В приемную он заходит около восьми. Мэр одет демократично – на нем джинсы и свитер. Только что он приехал с улицы Пушанина, где в ночь с 1 на 2 января рабочие «Горводоканала» спешно локализовали утечку. Туда он отправился еще до того, как рассвело, чтобы проверить, вернут ли воду жителям окрестных домов и детских садов.
Утренний объезд проблемных участков – сложившаяся традиция. Как мы узнаем позже, бывают и утренние обходы – по утрам в воскресенье Виктор Николаевич делает часовую прогулку от дома до мэрии, чтобы своими глазами увидеть, как ведутся работы по ремонту, реконструкции, уборке… Но сегодня мы говорили не только о работе. Мэр рассказал о том, как прошло его детство в школе-интернате в Вадинске, о своих увлечениях и о том, как власть повлияла на его характер.
2017-й: насыщенный, трудный, удачный
- Как Вы встретили Новый год?
- Новый год встретил как обычно – дома, с семьей, детьми и внуками. Традиционно жена приготовила гуся. Кроме того, у нас есть еще одна добрая традиция: посещать праздничные мероприятия, организованные в городе. Раньше мы приходили на Фонтанную площадь, где управление культуры, спорткомитет организовывали мероприятия. В этом году мы посетили площадь Ленина. Убедились, что народ находится в хорошем настроении, все идет по графику, и что все меры безопасности соблюдены. Ну а с утра 1 января надо было идти на работу (улыбается).
- Ваш День рождения практически совпадает с этим праздником. На Новый год принято подводить итоги и в то же время загадывать желания. Сбылось ли то, что вы себе наметили в прошедшем году? Как оцениваете 2017-й для себя лично?
- Насыщенный был год, много всего было сделано. Я думаю, что неправильно будет перечислять, сколько квадратных метров заасфальтировали, сколько дворов благоустроили. Хотя мы приступили к реализации серьезных проектов. Это ремонт набережной, реконструкция тренировочной базы «Зенита» и так далее. Приходилось много трудиться, и я рад тому, что люди, которые работают со мной, прониклись ответственностью. Если брать хотя бы программу переселения – в нее было включено много людей. И это не только сфера жилищно-коммунальная, но и строители, и социальное управление, районные администрации. Нам помогало все сообщество – и образование, и культура, чтобы мы программу завершили.
Но главное мое удовлетворение в том, что когда мы подводим итоги года, то замечаем, что мы на правильном пути. Потому согласно официальным опросам у жителей Пензы возросло доверие к власти. И я считаю, это самый важный на сегодняшний день показатель.
- И все-таки, каким год был лично для вас?
- Лично для меня – трудным. Я сейчас пытаюсь все проанализировать, чтобы улучшить нашу работу в 2018 году. Но для себя лично я убедился, что судьба как-то мне помогает. Все хорошо с моими близкими, растут внуки… Я считаю, в этом плане год был удачным.
Чудес не бывает, бывает сила воли
- Как обычно встречали Новый год в вашем детстве? Верите ли вы в чудеса?
- В чудеса я не верю. А что касается новогодних традиций, если приводить пример из моего детства, то это всегда было очень празднично, массово. Как правило, все проходило, в большом кругу детей, учителей – наших воспитателей. Это было в школе-интернате, где я провел свое детство до окончания 8-го класса.
Именно там мы были приучены, что Новый год – праздник всех, к нему надо готовиться. Именно там мы привыкли, что любой из членов коллектива, в каком бы классе он не учился, обязательно принимал участие в подготовке и проведении мероприятия. Тот дух, наверное, сохранился.
- Расскажите подробнее об этом периоде, я знаю, что вы учились в школе при монастыре. Как это повлияло на ваш характер?
- Да, это было в Вадинске, школа-интернат размещалась в монастыре. Интернат был организован для детей из многодетных семей, имеющих небольшой достаток. Мы все обучались за счет государственного обеспечения, поэтому среди детей никто не выделялся, не было семей с большим или меньшим достатком. Наверное, это было сделано умышлено. Одежда выдавалась всем одинаковая – и повседневная, и школьная. Все находились в абсолютно одинаковых условиях. В этом коллективе, где все прибывали в круглосуточном режиме вместе, было нельзя врать, делать нехорошие дела, совершать подлые поступки, потому что это очень быстро все проявлялось.
Кроме того, нам привили трудолюбие, ведь мы сами должны были себя обслуживать: заготавливать дрова для кухни, убираться, приводить в порядок свою одежду. И нести ответственность за младших.
Именно там прививался тот опыт коллективной, командной работы и командной ответственности. Когда каждый понимал, что если он сделал что-то плохо, то это отразится на всем коллективе класса, школы-интерната.
В нас воспитали спортивный дух, и силу воли. Мы с учителем по физкультуре, он был еще участником войны, могли самостоятельно выйти в поход в лес на лыжах. Там собирали шишки, оставались с ночевкой – зимой. Это делалось, чтобы на деньги, вырученные от сдачи еловых шишек, можно было младших школьников свозить в цирк в Пензу. Поэтому, когда мы оканчивали школу-интернат, то все наши наставники, учителя считали, что мы люди взрослые и сможем самостоятельно жить. Многие выпускники уходили в городскую жизнь – поступали в училища, техникумы. Никто так уже болезненно не переживал, что не сможет самостоятельно устроиться. В итоге, выходили дети крепкие, хорошо физически подготовленные, имеющие опыт, как держать пилу, топор, молоток. У нас мальчишки все практически умели работать на токарном станке – по дереву, по металлу. А девочки – шить, готовить. Это было заведенным правилом. Мы в восьмом классе приезжали в такой же пензенский интернат, который находился в Ахунах, там проводились соревнования. Помимо прочего, мы должны были выточить болт, гайку, нарезать резьбу и преподнести комиссии. И это в восьмом классе.
- Раз уж мы заговорили о спорте. Мы все знаем Виктора Кувайцева мэра. Понимаю, что у Вас почти нет свободного времени, но всё же. Чем Вы увлекаетесь, что интересно лично вам?
- Я всегда работаю над собой. Познаю то, что меня заинтересовало. Если где-то есть интересное место, то обязательно найду время его посетить. Спортом я занимался всегда. Раньше, когда я учился в техникуме, это была вольная борьба. Всегда стараюсь поддерживать себя в форме, хотя теперь занимаюсь другими видами спорта. Летом это велосипед, зимой – лыжи. Было время, играл в большой теннис, но сломал ногу. Пришел к выводу, что надо послушать врачей, и снизить нагрузку. Но спортом стараюсь заниматься регулярно. Если в силу занятости у меня возникает проблема, что я набрал вес, то я достаточно быстро, в течение 8-10 дней могу прийти в форму.
Есть еще такое правило. Я выхожу на работу (по будням – прим.ред.) самое позднее в половину седьмого утра, когда приезжает водитель. В выходной у водителя есть возможность на час дольше поспать. Но как правило я это время использую, чтобы мне пешком дойти на работу (от ГПЗ-24 до центра города – прим.ред.). По пути я могу посмотреть все территории и объекты: и как убирается улица Московская, и как ремонтируется набережная, как реконструировалась улица Антонова, делалась велодорожка в Ахунах и так далее. Надо сказать, что люди у нас добрые, и когда первое время видели, что я иду, останавливались и спрашивали, куда довезти. Сейчас уже не спрашивают, потому что как-то привыкли, что в воскресенье я иду пешком.
Во власти – ничего личного
- Повлияла ли на вас власть?
- Я считаю, что во мне ничего не поменялось, осталось все то же самое. Причем, если рассматривать мою карьеру, начиная с того времени, как меня избрали директором совхоза, в который входило пять населенных пунктов, можно услышать много отзывов. Я старался работать для людей. Мне сейчас пытаются некоторые сказать, что надо бы сделать что-то, потому что это влиятельный человек, и он так хотел бы. В таких случаях я всегда для себя и для окружающих, кто со мной работает, говорю, что мы поставлены работать для города, для людей, а не удовлетворять чьи-то личные амбиции.
- Часто ли все-таки просят пойти против этих принципов?
- Когда я стал работать в исполнительной власти, были такие люди, которые просили что-то сделать в угоду их личных интересов. Но я эти разговоры всегда свожу к тому, что подход у нас должен быть единым ко всем. Я это знаю и по опыту работы директором сельхоз предприятия, и ректором сельскохозяйственной академии, и здесь работая, я для себя это твердо знаю, и говорю это всем.
Если только мы начнем подходить избирательно к кому-то, то это сразу будет известно всему городу, и нам очень сложно будет объяснить жителям, что мы приняли правильное решение. Наша работа должна быть выстроена исключительно на принципе равного отношения ко всем, законного отношения.
Человеком уважаемым может быть только тот, кто сам является законопослушным, хорошим налогоплательщиком, и человеком, который создал рабочие места. Причем сделал это не только для себя лично, но и еще для людей. Чтобы у них был достаток, чтобы они уверены в завтрашнем дне. По такому принципу стараюсь работать я сам, и люди в моей команде понимают, что именно так надо выстраивать отношения.
- Как в итоге ваше поведение влияет на тех, кто пытается решать свои личные вопросы «по блату»?
- Мы сделали сейчас все, чтобы в городе создалась такая обстановка, чтобы люди с такими предложениями ко мне просто не подходили. Чтобы знали о том, что для всех есть одинаковый правильный путь, и он проходит не через мою приемную. Он определен регламентом, который обязывает их обратиться по инстанциям. И не будет лучше, если кто-то подойдет ко мне лично – все будет одинаково для всех и сделано по процедуре, в установленные законом сроки. Кстати, вы можете обратить внимание, что в последнее время мы очень внимательно относимся к заявителям. Это касается разрешительной документации в части градостроительства и оформления земельных участков. Мы стараемся ускориться там, где нам это позволяет законодательство.
- Я так понимаю, подобные просьбы часто касаются земли…
- Что касается земельных вопросов, то мы прошли период, когда нас критиковали по поводу точечной застройки, распределения земельных участков. Сейчас, думаю, ни у кого нет основания так говорить, потому что мы провели большую работу по инвентаризации земельных участков. И благодаря нашему управлению муниципального имущества мы вернули в собственность муниципалитета, в казну несколько участков. Причем это не сотни квадратных метров, это гектары. И такие участки уже нашли свой спрос, именно они дали нам возможность получить дополнительный доход в бюджет.
- Вы часто принимаете непопулярные решения. К примеру, на одном из онлайн брифингов вы сказали, что не можете нерационально тратить средства на запуск маршрутов, которые будут катать одного пассажира. На ваш взгляд, как найти баланс между тем, чем горожане хотят и тем, что для них и для города реально нужно?
- Следуя логике, мы должны понимать, что можно пойти по пути удовлетворения сиюминутных потребностей, выгоды чьей-то. И иногда перед политическими кампаниями, особенно большими, бывает так, что нас к этому подталкивают. Вот давайте сейчас решим проблему одного из объектов в городе, и весь город будет доволен. Это такой утопический путь. Поэтому надо находить золотую середину.
- Что бы вы пожелали пензенцам в 2018м?
- Во-первых, чтобы это был мирный, созидательный, счастливый год. Уверен, что мы понимая и поддерживая друг друга, будем работать над развитием города. Я хотел бы пожелать всем, чтобы была радость. И, исходя из последних событий, чтобы у каждого пензенца была гордость за свой город, за свою Россию.
Фото: пресс-служба администрации города Пензы