4 июля 2017, 09:00
0 2345
0
0

Миллиард, гороскоп и скандал с собакой: как проходили первые выборы в пензенский Заксобр

Миллиард, гороскоп и скандал с собакой: как проходили первые выборы в пензенский Заксобр

«Первый пензенский портал» на основе газетных публикаций вспоминает, как проходили выборы первого состава Законодательного собрания: что обещали и к чему призывали пензенцев кандидаты, какие скандалы сопровождали становление демократии в регионе и почему за Пензой так пристально наблюдали в администрации президента.

10 сентября 2017 года пензенцам предстоит выбрать новый, шестой по счету состав Законодательного Собрания региона. У партий остается две недели, чтобы выдвинуть своих кандидатов; агитация в СМИ начнется через месяц, хотя обсуждение главного политического события года идет уже давно. Современный выборный процесс во многом предсказуем – если не результатами, то заранее известной и расписанной до мелочей процедурой. Первые выборы в Заксобр 1994 года на этом фоне выглядят резким контрастом – тем интереснее вспомнить, с чего начинался региональный парламент.


«На нас смотрит вся Россия»

5 ноября 1993 года областной Совет народных депутатов на своей 18-й сессии принял решение о самороспуске и назначил на 30 января 1994 года выборы в новый представительный орган – Законодательное Собрание Пензенской области. Весь последовавший за этим процесс – что называется, от идеи до воплощения – занял без малого три месяца. Местная законодательная власть отстраивалась в рекордные сроки. Так, через два дня после выхода в «Пензенской правде» интервью с бывшим председателем облсовета Александром Лычагиным, в котором он объяснял, как будут проходить эти выборы, газета вынуждена была опубликовать комментарий представителя избиркома. Он объяснил, что многие положения, упомянутые Лычагиным, уже не действуют: пока газета готовила интервью к публикации, местное законодательство частично изменилось.

Январские события оказались в тени куда более важной и богатой федеральной повестки, связанной с принятием Конституции РФ и выборами первого созыва Госдумы 12 декабря 1993 года. С другой стороны, к тому, что происходило в Пензенской области изначально было повышенное внимание со стороны центра. Регион стал одним из первых в России, где на новых принципах формировалась законодательная власть. 

«Наверное, кто-то воспримет это сообщение с неподдельным азартом, приобретенным в процессе неуклонного развития демократии. Кто-то раздраженно проворчит: «Сколько можно голосовать? Надоело!» Однако, согласитесь: вакуум, образовавшийся после ликвидации представительной власти в лице Советов, должен быть заполнен. А чтобы польстить самолюбию пензенцев, напомним, что наша область проводит такие выборы одной из первых в стране. Словом, на нас смотрит вся Россия…» – писала «Наша Пенза» 
(№ 65, 24-30 декабря 1993 г.)


Врачи, студенты и криминальные авторитеты хотят во власть

То, что Законодательное Собрание будет состоять из 45 депутатов, предполагалось уже изначально. К выборам избирком, созданный облсоветом, сформировал 1180 избирательных участков и 37 округов, пять из которых были многомандатными: Железнодорожный и Ленинский район Пензы, а также Кузнецк имели в Заксобре по два депутата каждый, Первомайский район – три депутата, Октябрьский – четыре.

Голосование проходило без партийных списков, только по мажоритарной системе. По словам председателя избирательной комиссии Веры Безруковой, финансировались выборы из федерального бюджета. На их проведение регион запросил свыше одного миллиарда рублей.

Депутатом Заксобрания мог стать гражданин РФ, постоянно проживающий на территории области и достигший ко дню голосования 21 года. «Инициатором вашего выдвижения может стать даже ваш сосед…», – заявляла Вера Безрукова («Новая биржевая газета», № 21, 10 декабря 1993 г.).

Претендентов действительно оказалось много: на места в региональном парламенте претендовали 174 человека (на момент начала выборов сообщалось о 182 кандидатах), то есть в среднем – почти по четыре человека на место. Баллотировались бывшие партийные чиновники и главы администраций, учителя и студенты, адвокаты и врачи. По словам начальника областного УВД, генерал-майора милиции Александра Пронина, была даже «предпринята попытка неоднократно судимых авторитетов преступного мира проникнуть во властные структуры». Фамилии, правда, не сообщались.

«Не исключено, что на следующих выборах губернатора (речь идет о выборах 1998 года – прим. авт.) кандидатами на этот высокий пост будут баллотироваться воры в законе, хорошо известные правоохранительным органам Пензы», – писала «Новая биржевая газета» (№ 12, 25 марта 1994 года), ссылаясь на слова Пронина.


Кандидаты бьются за избирателя

Программы, с которыми кандидаты шли на выборы, печатались в пензенской прессе. В зависимости от формата издания, это было либо очерки или интервью («Пензенская правда», «Пензенские вести»), либо биографическая справка плюс краткое изложение предвыборных пунктов, как зачастую делала «Новая биржевая газета».

Большинство, если не все эти программы, были сосредоточены на поисках выхода из сложившегося кризиса, который в 1993 году особенно остро дал о себе знать в Пензенской области. Многие кандидаты ограничивались лишь общими фразами: власть должна уделять больше внимания «социалке», пенсия должна быть достойной и так далее. Программ с конкретными предложениями было мало. К примеру, доцент инженерно-строительного института Валерий Быков обращался к зарубежному опыту, где крупные монополии передавали часть своих заказов в качестве подрядов более мелким, и рассуждал, почему бы пензенским предприятиям не кредитовать своих сотрудников, если государство не будет облагать эти суммы налогами.

Часть кандидатов, многие из которых не имели никакого опыта в политике, делала ставку на свои профессиональные навыки: начальник телефонно-телеграфной станции Яков Каневский рассуждал о полумифической тогда сотовой связи, директор «Олимпии» Сергей Чернышев – о спорте и защите материнства, начальник Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги Николай Шигин – о тарифах на проезд. Возглавлявший областную независимую коллегию адвокатов №2 Александр Новоженов, ссылаясь на опыт США, утверждал, что в Законодательном Собрании должно быть как можно больше людей с юридическим образованием. Работники образования – два кандидата в Заксобр и пять – в горсовет (среди них и нынешний начальник управления образования Юрий Голодяев) – выступили единым блоком и опубликовали в прессе обращение к педагогам и родителям с просьбой поддержать их, «чтобы нужды детей стали предметом заботы новых органов власти». Как покажет практика, ставка на профессиональные навыки не сыграла: из всех вышеперечисленных в Заксобрание попал только железнодорожник Шигин.

Один из самых запоминающихся и откровенных агитационных материалов выпустила в «Новой биржевой газете» медсестра детской поликлиники, а сегодня – известная в Пензе правозащитница Елена Черлянцева. Она рассказала, что «легко сочетает в себе самаркандский темперамент и пензенскую сдержанность», о своем участии в олимпиадах и театре пантомимы, об организованной ею в 1990 году акции протеста жителей дома по ул. Ленина, 20 и куда более личных подробностях семейной жизни. В конце материала была приведена выписка из гороскопа про Стрельца, под знаком которого был рождена Елена Черлянцева: «Стрелец всегда откликнется на просьбу о помощи, он отличается также удивительным бесстрашием […] Люди этого знака неугомонны, они обладают большой жизненной силой. Поддавшись гипнотическому влиянию Юпитера, они могут внезапно вспыхнуть, когда кто-то попытается притеснять их или проявит излишнюю фамильярность» («Новая биржевая газета», № 2, 14 января 1994 г.).


Скандалы перед выборами

Одной из особенностей избирательной кампании в Заксобрание в 1994 года было то, что многие кандидаты не афишировали свои предпочтения, действовали осторожно. Для коммунистов, которые быстро восстанавливали свои позиции в регионе, прямо заявлять о своих «левых» убеждениях, идя на выборы в 1993-м году, было, мягко говоря, опрометчиво. Некоторые демократы, видимо, тоже избегали говорить во всеуслышание о своей политической «ориентации» в тот момент, когда большая часть пензенцев почувствовала на себе гайдаровские реформы. Во многом поэтому избирательная кампания была лишена ощутимого политического накала и политических же провокаций – черный пиар не вошел в обиход политтехнологов, да и самих политтехнологов по сути еще не было.

Тем не менее, парой скандалов предвыборная пора в Пензе запомнилась. В канун Нового года, 28 декабря 1993 года, неизвестные вскрыли машину гендиректора фонда поддержки товаропроизводителей, кандидата в депутаты Константина Войцеховского, припаркованную у общежития на улице Красной. Он заметил двух парней, которые крутились у его авто, но догнать их не получилось. Как выяснилось позже, воры украли сумку, в которой лежал техпаспорт на «Жигули» и водительские права.

Второй скандал возник из-за публикации в газете «Мир людей», в которой рассказывалось о том, какие нарушения нашла прокуратура на рынках. Среди прочего в ней говорилось о Центральном рынке, который якобы «не отвечает предъявляемым требованиям реализации пищевых продуктов». В доказательство приводилась явно вымышленная история про то, как в ноябре 1993 года в мясном павильоне под видом баранины якобы пытались продать освежеванную тушу собаки. На сообщение быстро откликнулся тогдашний директор рынка Вадим Супиков, который довольно активно вел в то время избирательную кампанию. Он посчитал, что это попытка его дискредитации, потому что описанный случай произошел задолго до его прихода на директорскую должность. Кроме того, пронести на рынок мясо собаки было просто невозможно - товар проходил многочисленные проверки перед тем как получить соответствующие документы и попасть на прилавки. «Мир людей» был вынужден опубликовать пространное объяснение ситуации, а «Новая биржевая газета» ехидно заметила, что «прокуратура под предводительством верного ленинца, прокурора Виктора Костяева продолжает наводить тень на плетень, вместо того, чтобы заниматься конкретным делом по контролю за соблюдением законов на территории области» (№ 5, 4 февраля 1994 г.).

Решающего влияния на ход выборов эти скандалы не имели, хотя и Войцеховский, и Супиков в Заксобрание не прошли (последний завоевал депутатское кресло сначала в Гордуме, а потом в Заксобре третьего созыва). Но был и еще один – на этот раз чисто политический скандал, который обострил противостояние коммунистов и демократов и озаботил на время администрацию президента. 

(Продолжение следует)

 
Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.