19 июля 2021, 06:00
0 8401
0
0

Большая катастрофа маленькой реки. Что происходит на «Маяке», и кто на самом деле виноват в загрязнении старого русла Суры

Большая катастрофа маленькой реки. Что происходит на «Маяке», и кто на самом деле виноват в загрязнении старого русла Суры

Аномальная жара осталась в прошлом месяце. Вместе с нею поутих скандал с загрязнением старицы реки Суры. Пахнуть стало меньше, потому что уменьшилась температура воздуха. Местные старожилы говорят, что в жару запах усиливается. В СМИ спешно свалили катастрофу на соседнюю фабрику «Маяк». На том и успокоились, но проблема осталась нерешенной. Первый пензенский портал поставил цель разобраться, почему старое русло Суры пришло в плачевное состояние, и можно ли с этим что-то сделать.

На самом деле городской администрации надо решать эту проблему чем быстрее, тем лучше. Стоит она именно перед муниципалитетом. Этот вывод мы сделали, внимательно вникнув в тему. Но вопрос так не ставится. Виновата фабрика, и точка. Однако само русло находится на муниципальной земле, «Маяк» не имеет право сюда лезть. Что интересно, когда мы шли с экскурсией, отслеживая технологическую цепочку очистных сооружений фабрики, на территории предприятия увидели ливневый ручей. Он был чистым. Раньше на территории «Маяка» было несколько озер. Может, если бы речка тоже была в собственности компании, все было бы по-другому, но…

Город не спешит чистить Суру. Не на этом участке, не на других. Это очень затратное мероприятие для худого городского бюджета. Помнится, даже в районе набережной Суры, в самом центре, нанесло целый остров из мусора. Его просто не убирали, и за десяток лет получился остров. Он прекратил свое существование только после многомиллионных работ по реконструкции центральной набережной. Было неприлично делать прогулочную зону и класть дорогой гранит напротив таких неприглядных «красот».

На фабрике нам рассказали, что на самом деле на очистку старицы Суры муниципалитет деньги получает исправно. От самого же «Маяка». Предприятие каждый год платит штрафы за чрезмерный сброс стоков. К примеру, в 2020 году эта сумма составила 16 миллионов рублей.

- Если у нас нарушения появляются, в соответствии с законодательство Российской федерации делается расчет и мы оплачиваем в бюджет сумму средств, на которые должны восстанавливать окружающую среду, - говорит Андрей Викторович Дубов, директор по производству фабрики «Маяк», - Восстанавливать сами мы не можем, так как этот водоем нам не принадлежит, не имеем право. Это прерогатива муниципалитета.

В общем, все как в цивилизованных странах: нарушитель платит, если нарушил. Сколько рублей из 16 миллионов было направлено на очистку старицы? Как вообще расходовались эти средства? Планирует ли город какую-нибудь программу, направленную на сохранение реки? Вопросы на данный момент без ответов. У нас об этом даже не заикаются, а ведь Сура приток Волги, и вся грязь из нее течет в большую реку. Последний, кто вообще таким образом ставил вопрос – частное предприятие, «Горводоканал». Городская администрация пока очень далека от идей экологии.

Ладно, давайте перенесемся на предприятие и посмотрим, что там у них происходит? Когда читаешь материалы про загрязнение старицы, возникает логичный вопрос. Фабрика «Маяк» - крупнейший налогоплательщик региона. Неужели у такого промышленного гиганта нет средств на хорошие очистные? На месте оказалось, что это, конечно же, все не так. У старейшей пензенской фабрики своя достаточно развитая система очистных сооружений. Корреспонденты Первого пензенского портала лично изучили ее и прошли с экскурсией по всем этапам. Мы продолжаем беседовать с директором по производству.

- Расскажите, как устроены и как работают очистные сооружения на Фабрике?

- На фабрике происходит многоступенчатая очистка воды. Первичная очистка происходит непосредственно на бумагоделательных машинах. Эти очистные называются локальными, и они установлены на каждой из имеющихся на заводе бумагоделательных машин. После этого вода поступает в специальные емкости, где происходит флотационная очистка.

Флотация-способ очистки воды путем насыщения ее мельчайшими пузырьками воздуха. Каждая частичка мусора облепляется пузырьками воздуха и всплывает, превращаясь в пену.

После прохождения через первую емкость, пена отделяется, а вода поступает во вторую емкость, где происходит повторная флотация.

Нам демонстрируют две емкости. В одной вода очищена, во второй еще нет. Разница заметна невооруженным глазом. Разобраться в том, что это, нам помогла главный технолог очистных сооружений Светлана Вячеславовна Кулагина. Она рассказала, что многочисленные баки, которыми заполнен зал с резервуарами для воды - это коагулянт, специальный химикат (водный раствор сульфата алюминия), который используется для очистки. Он регулирует кислотность воды, способствует образованию мелких хлопьев, которые всплывают и убираются в процессе флотации.

- После двойной очистки показатели по взвешенным веществам соответствуют тем нормам, при которых возможен сброс воды в реку. Но по химическому составу, я вам скажу правду, мы до норм не дотягиваем, но стремимся к этому, - рассказывает главный технолог. - Надо отметить, что наше производство не химизировано. Мы получаем макулатуру, мел. И его же и сбрасываем. Химии у нас нет, - говорит Андрей Дубов.

Здесь важно еще раз поставить акцент. Сбрасывают именно мел и воду, органику. Кстати, утки и другие обитатели водоема питаются этой органикой, а мел оседает в отложения. Куски целлюлозы или макулатуры в воду никто не сбрасывает. На фабрике говорят, что это было бы экономически не выгодно. Макулатуру здесь наоборот собирают со всех уголков страны и перерабатывают. Это сырье.

- Мы перерабатываем 12 тысяч тонн макулатуры в месяц. Вот эта вся макулатура, которая могла бы оказаться на свалках, она свозится на предприятие. Со всего поволжского и центрального региона. Мы ее перерабатываем в бумагу, картон, бумажные пакеты, - говорит Андрей Дубов.

У предприятия не только свои представления о переработке, здесь есть внутренняя экологическая программа. Вот так: у муниципалитета ее нет, а у бумажной фабрики есть. На «Маяке» сами следят за качеством воды, которую сбрасывают, конечно же подключают к этому проверяющие органы. Идем в лабораторию.

- Пробы воды берутся несколько раз в сутки. За этим следят и технологи очистных сооружений и непосредственно центральная производственная лаборатория. Забор проб происходит в разных местах. Непосредственно на очистных сооружениях, так и на реке.

Начальник центральной производственной лаборатории ОАО «Маяк» Плотникова Елена Михайловна рассказывает, что пробы воды в реке происходят каждый месяц. Причем анализ делает не только лаборатория завода, но и Роспотребнадзор, Росприроднадзор и ЦЛАТИ.

Выезжаем на место, на реку. Если описывать круговорот воды и сбросов на фабрике «Маяк», то получается примерно так. Сверху по течению реки предприятие забирает воду для производства продукции. А ниже по течению сбрасывает воду после всех промышленных процессов, предварительно фильтруя ее через свою систему очистных сооружений.

Ливневка была чистой, на втором ручье мы тоже не заметили запах. Вся вонь концентрируется в русле реки, которое давно никто не чистил. Нельзя сказать, чтобы город вообще рекой не занимался, это будет несправедливо и неправильно. Говорят, что администрация периодически все-таки прочищает и речку, и русло. Вряд ли есть какая-то специальная программа. Просто когда совсем становится невмоготу, идут чистить. Плюс надо поддерживать новый вид бизнеса – речные такси и трамвайчики. Он несет в бюджет свою копеечку. А плавать среди мусора так себе развлечение.

Есть и экологическая проблема номер два. Река за последние несколько лет стала мельче. На гидроузле идут большие сбросы, и Сура пересыхает. Большая масса воды с Сурского водохранилища идет по основному руслу реки Суры. А в старую Суру воды с гидроузла сбрасывают все меньше. Как только сброс воды уменьшается, течение тоже уменьшается, а застойные явления в реке усиливаются. Глубина в итоге не везде достигает 1,5 метра, а все отложения в воде начинают загнивать.

- И все-таки, бывает ли так, что сбросы, которые идут с фабрики не соответствуют норме? Как вы действуете в таких случаях?

- В том случае, если речь идет о попадании в воду сверхнормативных загрязнений (химикатов), это считается аварийной ситуацией и сброс воды не производится. В таком случае происходит остановка производства и ликвидация аварийной ситуации. – Рассказывает начальник производства. - Если речь идет о взвешенных веществах, то тут сброс возможен. (имеется в виду мел, который в последствие осядет на дно и никаких губительных воздействий на экологию не окажет, если речь идет об органических веществах, они служат в качестве кормовой базы для уток и обитателей водоема).

- Куда выходят очистные, сливаются ли грязные стоки в реку? Если нет, то куда?

- Из завода выходят несколько стоков один из них- ливневка, туда не идет слив с очистных сооружений. Второй - непосредственно очистные. Слив происходит в старицу Суры.

- Планируется ли модернизация очистных и дальнейшая работа по совершенствованию этой системы?

- Да, процессы модернизации идут постоянно. На сегодняшний день объем очистных сооружений используется не в полных мощностях. Ежегодно предприятие разрабатывает план, проводит замену устаревших деталей очистных сооружений, совершенствует технологии очистки воды.

Отдельно хочется отметить то, что требования по сбросу воды очень высокие. При обнаружении каких-либо несоответствий, предприятие выплачивает штрафы за урон экологии.

Так, по словам начальника центральной производственной лаборатории АО «Маяк» в 2020 году было оплачено штрафов на сумму 16 миллионов рублей.

Эти деньги, согласно логике, должны быть направлены на восстановление экологической обстановки водоема, в который идет сброс воды с фабрики «Маяк». Само предприятие не может никак повлиять на очистку старицы реки Суры.

- В Европе сейчас модна экологическая тема. Немецкие партнеры задают вам какую-то планку?

- С немецкими партнерами работает фирма «Маяк техноцелл». И они ставят охрану окружающей среды на очень высокий уровень. Конечно, они задают очень высокую планку.  У них есть стандарты как по качеству производства, так по культуре производства и, естественно, по экологии, которым мы стараемся соответствовать, - говорит Андрей Дубов.

- У фабрики Маяк богатая история. Расскажите, как изменился подход к экологии к строительству очистных за последние годы?

- Я работаю на фабрике 25 лет. Могу сказать, что за последние 25 лет фабрика значительно изменила подход к очистке воды. Изменилась техническая база очистных. То время (90-е,80-е) было время выполнения планов и производства.

Но сейчас ситуация изменилась. Мы уже не можем работать так, как мы делали это раньше. Поэтому, начиная с 2000-го года мы кардинально сменили подход. Мы построили на территории фабрики совершенно новые очистные сооружения.

Мы не реконструировали старые, а с учетом их работы построили новые.

Они сейчас основаны на базе двух больших емкостей объемом около тысячи кубометров. Мы используем систему дуговых сит. Благодаря им убираются крупные загрязнения.

В итоге возникает вопрос к муниципалитету: происходили ли какие-либо работы по восстановлению экосистемы в районе старицы реки Суры в районе «Маяка»? Куда направляются деньги от штрафов?

Если на предприятии есть своя внутренняя экологическая программа, почему ее нет у города? Главная водная артерия города может пересохнуть, зарасти камышом и превратиться в болото. Это вопрос вообще обеспечения водой областного центра, он стратегический.

Запрос на хорошую экологическую обстановку не праздный и исходит не только из недр развитой цивилизованной Европы. Природа — это живая динамичная система, и за несколько лет в ней может многое измениться. Например, эксперты наблюдают года с 2018, как сильно обмелела река Сура расположенные на ней водохранилища. Примерно три года назад на гидроузле был сделан рекордный сброс воды, после которого речка начала пересыхать, а старица превращаться в болото. Тем временем шел ремонт системы плотин на реке, сброс воды понадобился именно для этого. Возможно, со временем уровень воды будет восстановлен. Возникает логичный вопрос к Сурскому гидроузлу. В каком количестве идет сброс воды в русло старицы Суры? С чем связано такое сильное измельчание русла реки? Возможно ли восстановление русла или процесс ухода воды продолжится? Пока эти вопросы без ответа, но мы зададим их адресатам.

Фото:
Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.