Российским чиновникам разрешат «непреодолимую» коррупцию?
Многие отечественные СМИ вчера раструбили на всю страну новость, будто Министерство Юстиции предложило прощать чиновникам «вынужденную коррупцию». Первый Пензенский Портал попробовал разобраться, так ли это.
Коррупция есть совершенно в любом государстве, где решения принимаются людьми. Даже в Китае, с его знаменитой системой лечения коррупции пилюлями доктора Калашникова, коррупционеров расстреливают пачками ежегодно. Кроме того, об ужасном уровне коррупции в России не голосит только ленивый. Рядовые граждане находят ее везде: начиная решениями суда по делам на 5 тысяч рублей и заканчивая лично президентом России. О том, что в процессе дачи взятки участвуют всегда двое, а также о логике и здравом смысле в таких обвинительных кухонных разговорах россияне помнят не всегда.
В понятие «коррупция» чаще всего включаются только взятки, «откаты» и просто украденные из казны деньги. Однако список этот далеко не полон. В коррупцию также входят использование служебного положения в личных целях, заграничные счета, нецелевое расходование средств и многое другое.
И вот в такой атмосфере вдруг появляется новость о том, что у чиновников может быть «вынужденная» коррупция и ее собираются вдруг прощать. Сразу же ярость благородная вскипает, как волна. Ярые радетели за интересы России вроде Ходорковского или Навального начинают радостно потирать лапки, предвкушая растущие рейтинги себя, любимых; рядовые граждане начинают думать «А что, если эти двое, все-таки, были правы?». Ну а патриотам остается только биться лбом о каждый подвернувшийся под голову от осознания всей бредовости такой инициативы.
А новость «понесли» практически все СМИ: от РИА Новости, ББС, Новой Газеты и Ведомостей до заштатных видеоблогеров. Но никто из всей этой внушительной толпы журналистов и лиц, к ним приравненных, погнался за рейтингами и, судя по всему, забыл зайти на Федеральный портал проектов нормативных правовых актов и ознакомиться с законопроектом.
Но на указанном сайте внезапно окажется, что законопроекта-то и нет. Над ним только начата работа. Из указанной в описании разработки выясняется, что "во исполнение подпункта «в» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378" Минюст, Минтруд, МВД, Генпрокуратура и Следком уже проработали вопрос изменений в закон о коррупции. Готовящийся законопроект действительно декриминализует "несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы".
И тут в графе «иная информация» вдруг появляется крайне интересная фраза.
Физическое лицо – это, по сути, любой человек. Он имеет имя, фамилию, возраст, гражданство, семейное положение и пол, а также, в обязательном порядке, права и обязанности, утвержденные не только законами его страны пребывания, но и несколькими ключевыми международными правовыми актами. Однако, любой кодекс, будь то Гражданский, Уголовный или административных правонарушений, четко разделяют понятия физического и должностного лица.
Кто же такие должностные лица?
Лучше всего в свете обсуждаемого вопроса подойдет определение должностного лица из Уголовного Кодекса. Под этот термин подходят лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В общем, все эти люди идеально подходят под определение «чиновники». Однако, в описании проекта законопроекта четко указано, что коррупция при форс-мажоре допустима только для физических лиц, но никак не должностных, ведь уголовный кодекс, по которому будут работать нововведения, четко дифференцирует одних от других.
Не ясно, правда, за какую коррупцию прощать рядовых граждан. И что это за «обстоятельства непреодолимой силы» ни в проекте нормативного акта, ни в ведомстве не объясняют. Первая информация об этом появится только 8 февраля, когда закончится общественное обсуждение.
Будут ли послабления для чиновников?
Некоторая «декриминализация» коснется и чиновников. Пока точно не известно, что именно будут прощать должностным лицам. Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в своем интервью NEWS.ru привел лишь два примера нарушений антикоррупционного законодательства, которые могут простить должностным лицам.
Первый пример касается зарубежных счетов, которые чиновник не может закрыть из-за запрета на въезд на территорию государства, в банке которого находится счет. Стоит отметить, что в свете постоянно пополняющегося списка «санкционных» российских чиновников, эта поправка придется к месту. Правда, останется без ответа вопрос, почему чиновник предпочел иметь счет за рубежом, а не в стране, на благо которой он трудится. Также не менее интересным будет вопрос об источниках пополнения данного счета.
Второй пример, приведенный Кириллом Кабановым, касается разводящихся чиновников. Не всегда при разводе бывшие супруги сохраняют желание продолжать общение и, уж тем более, уведомлять свои отвалившиеся половинки о состоянии счетов, имуществе и доходах. Заставить же против воли выдавать эти сведения невозможно.
Однако, глава НАК заверил, что все указанные меры направлены именно на приближения закона к человеку, а не об улучшении жизни коррупционеров и появления у них законной возможности избежать заслуженной кары.
Получается, в нашем мире жить остается только по заветам Генриха Мюллера: "Верить нельзя никому. Мне - можно!".