20 апреля 2018, 06:00
0 3734
0
0

Какой дом рухнет следующим? В Пензе ищут решение проблемы аварийного жилья

Какой дом рухнет следующим? В Пензе ищут решение проблемы аварийного жилья

Последние события с обрушением домов на Ударной, 35 и Кулибина, 10 убеждают в том, что Пензе нужна еще одна Заря. Каким образом муниципальные и региональные власти планируют решать проблему ветхого и аварийного жилья, и есть ли вообще выход из непростой ситуации?

Страна аварийных трущоб

Первый вопрос, который возник у журналистов после истории с Кулибина, 10 – какой в Пензе дом рухнет следующим. Действительно, аварийных домов в городе немало – сразу вспоминается и Ударная, 39, и многострадальная четырехэтажка на улице 9 января, и погорельцы с Леонова, 13. Можно сказать, что Пенза, как и вся Россия, столкнулась с серьезной урбанистической проблемой. Советское время оставило нашим городам своеобразное наследие – целые кварталы из бараков, которые строились вокруг предприятий для заводчан. Дом на Кулибина, 10 до 90-х годов был в собственности завода «Пензхиммаш». Конечно, вопрос не только в том, что заводские общежития потеряли рачительных хозяев в лице оборонных предприятий. А в том, как к этим домам относились новые собственники – жильцы, которые приватизировали свои квартиры и взяли на себя ответственность за техническое состояние своего жилища. К примеру, общежития  «Электроприбора», расположенные на проспекте Победы, построены по аналогичному проекту. И по сей день они находятся в хорошем состоянии. Кто в этом «виноват», понять сложно – то ли «Электроприбор» лучше следил за жилым фондом, то ли жильцы выбрали хорошую «управляйку». А вот бывшему общежитию «Химмаша» повезло меньше. Вице-мэр Пензы Магомед Агамагомедов, курирующий градостроительные вопросы, сбивается, когда пытается перечислить все нарушения, которые нашли на Кулибина, 10. И, очевидно, дело здесь не только в стиральной машинке, которая успела стать мемом в интернете:

- На самом деле там был целый комплекс нарушений. Во-первых, нужно было отремонтировать кровлю, ее парапетная часть разрушилась, потому что никто не следил за этим, дом начал разрушаться именно оттуда. Когда дом был построен, был определенный проект, который определял расположение инженерных коммуникаций, в том числе санузлов, стояков, сливов. Но жильцы в силу безграмотности поменяли инженерное обеспечение, так, как посчитали нужным. Это элементарное вмешательство собственников в то проектное решение, которое было предусмотрено изначально. Если взять аналогичный дом такого же года постройки, то никакого разрушения в месте капитальных стен мы не увидим. Даже там, где худые трубы, не рушатся капитальные стены, хотя при протечке может затопить несколько этажей. В доме на Кулибина, 10 организовали слив там, где это не было предусмотрено. В момент перепланировки нужно было привлекать специалистов, проектировщиков, которые оценили бы техническое состояние дома и сделали бы проект. Они сказали бы, какая труба необходима, каким должен быть ее диаметр. Нужно было посоветоваться хотя бы с управляющей компанией. В итоге получилось, что новая труба примыкала к капитальной стене, здесь же был слив. В итоге мы получили обрушение, - пояснил вице-мэр Пензы.

Но есть и еще один интересный момент. Эксперты из строительной сферы заявляют – такие дома, как на Кулибина и Ударной, изначально имели очень короткий срок эксплуатации – всего …20 лет! Тогда как дом по Кулибина, 10 простоял 53 года.

По словам заведующего кафедрой «Строительные конструкции» ПГУАС Николая Ласькова, подобные здания строили из шлакоблоков, которые изготавливали из промышленных отходов. Кроме того, вместо цементно-песчаного раствора использовался известковый. Прибавьте сюда деревянные перекрытия и балки. По сути половина города живет на пороховой бочке.

Есть ли выход «из аварийных домов»

Можно долго рассуждать о причинах обрушений и искать виновных. Но поможет ли это решить вопрос стремительно ветшающего жилищного фонда? Успешный опыт оперативного спасения жильцов аварийных домов у пензенской власти уже есть. Но доходить до такого снова не хотелось бы.

По информации, предоставленной пресс-центром администрации города, в Пензе признаны аварийными 124 многоквартирных дома, их общая площадь составляет 70,5 квадратных метров. Из них официально опасны для проживания три дома – по улице 9 января, 11, Молодежной, 41 и Леонова, 13. В них прописаны 252 человека.

Указанные дома были признаны аварийными после 2012 года, то есть в федеральную программу по расселению войти не успели, а в настоящий момент она завершена. Региональные и муниципальные власти понимают – проведенной работы по расселению ветхих домов недостаточно.

По мнению главы администрации города Пензы Виктора Кувайцева, городу нужна еще одна Заря, куда можно переселить людей, живущих в опасных домах. А это значит, что Пензе нужна новая программа расселения.

Конечно, регионам далеко до столичных масштабов, и вряд ли Пенза может потянуть полноценную реновацию, которая активными темпами проходит в Москве. Однако мысль о небольшой провинциальной реновации витает в воздухе. Во время последних выборов в Законодательное собрание Пензенской области некоторые депутаты-застройщики высказывали подобную идею и говорили о готовности поучаствовать в ее реализации. Кроме того, по информации надежного источника Первого пензенского портала в областном правительстве, запуск подобной программы начали обсуждать. Конечно, кроме инициативы инвесторов, важна федеральная поддержка. Деньги на подобные проекты дают далеко не всем регионам, так же, как, к примеру, на ремонт дорог. По словам начальника управления ЖКХ Пензы Андрея Гришина, определенность в этом вопросе появится достаточно скоро:

- Ждем, когда будет принята федеральная программа по переселению жителей из ветхого и аварийного жилья. Но об этом станет известно только к середине года. Тогда снова будут строиться новые квартиры для тех, кто подпадает под эту программу, - сказал Андрей Гришин.

Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.