Узаконь это. Как в бюджет Пензы потекли рекламные деньги
По итогам работы МКУ «Рекламная служба Пензы» в бюджет города в этом году поступит свыше 60 миллионов рублей. В последующем эта сумма, вероятно, будет снижаться и неизвестно, достигнет ли она рекордных показателей прошлого года. О том, почему городу станет трудно зарабатывать на рекламе, спорах с архитекторами и недостатках светодиодных вывесок директор учреждения Алексей Никулин рассказал на комиссии гордумы 15 августа.
В начале прошлого года в Пензе насчитывалось около 600 рекламных конструкций 3 на 6 метров, которые стояли на муниципальной земле и у которых закончился срок аренды. Иными словами, они не приносили денег в бюджет. За истекший год их число удалось сократить до 183; остальные по большей части были включены в схему размещения рекламных конструкций, как того требует федеральное законодательство, прошли процедуру торгов и теперь деньги за их аренду поступают в городскую казну. В октябре еще 150 из 183 рекламных мест пройдут через эту процедуру, что принесет бюджету 35 миллионов рублей, рассказал Алексей Никулин.
«В итоге мы рассчитываем иметь в схеме размещения порядка 700 рекламных конструкций с заключенными договорами. Это будет ежегодно приносить в бюджет не менее 25 млн рублей от арендной платы», – добавил господин Никулин.
Отчисления МКУ «Рекламная служба города Пензы» в бюджет города за последние три года выросли почти в четыре раза: с 20,7 млн рублей в 2014-м до 74,3 миллионов – в 2016-м. По итогам этого года рост сменится некоторым падением – до 60,3 млн рублей. Отвечая на вопрос депутатов, с чем это связано, Алексей Никулин отметил, что и в этом, и в следующем году «торговать особо будет нечем».
«В этом году практически все, что возможно, все, что удалось внести в схему, мы выставляли на торги. Если в 2016 году мы проводили три конкурса, то в этом – только один […] Таких масштабных торгов, как в 2016 году, в следующем уже не будет», – заметил докладчик.
По итогам полугодия в бюджет города от «РСП» поступило только 22 млн рублей – треть от запланированной суммы, обратил внимание депутат Владимир Мутовкин. Алексей Никулин успокоил: основная часть поступлений придется на конец года, после уже упомянутых конкурсных процедур, которые состоятся в октябре.
Дальнейшая перспектива выглядит несколько туманной: чтобы получать больше денег, нужно вносить в схему новые рекламные места, но это не всегда так просто. Окончательное решение по этому вопросу принимают чиновники областного департамента градостроительства и архитектуры и одноименного городского управления. В результате желание извлечь как можно больше денег от размещения биллбордов в выгодном месте приходит в столкновение с необходимостью сохранить облик города. Из 183 мест 33 не были согласованы, напомнил Алексей Никулин.
«Что является причиной отказа? У нас в свое время было много демонтированных рекламных щитов, которые отвлекали внимание водителей или перекрывали изоляцию для жилых домов. Причина в техническом несоответствии или это именно требование архитекторов, их субъективный взгляд?» – спросил зампред гордумы Иван Краснов.
«Я считаю, что второе. Приведу пример: развязка на улице 8 Марта. Мы там пытались внести [в схему] порядка восьми конструкций. Развязки – самые выгодные места, большой трафик и, соответственно, большая прибыль. Но архитекторы говорят: вы не можете так загромождать пространство, у вас одна конструкция на другой стоит. Поэтому, когда мы общаемся с архитекторами, это всегда поиск компромисса», – объяснил Алексей Никулин.
Из его слов стало понятно, что он и его подчиненные надеются на появление мест под рекламные конструкции в новых, развивающихся районах города.
На вопрос главы города Валерия Савельева, планируется ли переход на рекламные щиты со светодиодными экранами, Алексей Никулин ответил, что большого спроса на них нет. LED-экраны очень дорогие и рекламу на них сложно продать. Что касается внешнего вида тех 150 объектов, по которым пройдут торги, то они будут облагорожены после того, как по ним заключат договоры аренды.
В числе проблем директор МКУ «РСП» назвал несанкционированное размещение рекламных конструкций – в основном это указатели из разряда «Скупка лома», которые ставят в промзонах. В прошлом году демонтировали 198 таких объектов, в этом – 294. Еще около 100 ждет та же участь.
«Может быть, не сносить их, а узаконить? И в бюджет поступят дополнительные средства?» – спросил депутат Борис Панин. Алексей Никулин обещал проработать этот вопрос.
Еще один момент, на который докладчик обратил внимание – несанкционированное размещение информационных вывесок на фасадах зданий. Единоличный контроль за этим «РСП» не осуществляет – это прерогатива районных администраций. По словам Алексея Никулина, в настоящее время рассматривается инициатива о наделении рекламной службы города полномочиями по контролю за информационными вывесками.
«Это даст возможность «отрабатывать» полностью здания. Тогда мы будем знать, что через определенное время мы приведем его в порядок», – резюмировал руководитель «РСП».
В настоящее время постановление администрации Пензы на этот счет проходит согласование.