Коронавирус против образования. Возможно ли спасти пензенских школьников?
Во время второй волны коронавируса пензенским школам предложили самим решить, учиться очно или дистанционно. С начала учебного года вокруг школьной темы начались громкие баталии, родители и учителя разделились на два лагеря. Одни за карантин, вторые – против. Появилась куча новых проблем, которые раньше никому даже не снились. Куда обращаться, чтобы школа сменила формат обучения, какой способ обучения лучше и что делать, если педагог не хочет объяснять урок? Читайте в материале 1pnz.
Сейчас учебное заведение вправе самостоятельно выбрать, как обучать школьников. «На территории Пензенской области каждая образовательная организация самостоятельно принимает решение о переходе на дистанционное обучение», – напоминает роспотребнадзор.
В соцсетях не прекращаются войны родителей. Одни проклинают «дистанционку» за то, что дети не понимают материал, другие боятся за здоровье учителей и учеников и просят закрыть школы. Существует ли формат, который устроит всех?
Один из пензенских родителей в Instagram предложил альтернативный вариант в комментариях:
«Ну а почему нельзя сделать смешанное обучение? Две недели через две: дистанционка – очно. На очном разбирать новый материал по максимуму, без дз и контрольных, а на дистанционном повторение с дз. А не так, чтобы все скинуть на самостоятельное изучение» (орфография и пунктуация сохранена – прим. ред.)
В Пензе на смешанное обучение перешла школа №12. Дети учатся онлайн один день, а остальную неделю ходят на занятия. В Латвии на смешанное обучение перешли все школы. Дети учатся очно, но один день в неделю переходят в интернет. У разных классов – разные дни.
Предложенный пензенской мамой формат напоминает вузовское разделение на лекционные и практические занятия. В очной форме учитель объяснит теорию, а практикой дети займутся дома. Мы спросили учителя пензенской школы Людмилу Краснову (имя изменено по просьбе респондента – прим. ред.), что она думает о смешанном обучении.
«Идея хорошая, но менять формат надо не через две недели, а через день, например. Разделите школу пополам, и пусть дети приходят в разные дни. Либо отправляйте детей на «удалёнку» по субботам – это для них тяжёлый день, они устают за неделю», - предлагает Людмила Краснова.
Она также добавила, что считает очную форму обучения наилучшей. Но, так как в период пандемии на первый план выходит здоровье и жизнь людей, придётся подстроиться. Чтобы помочь учителям освоиться, нужно разработать новые методические рекомендации и отправить педагогов на курсы повышения квалификации по направлению «дистанционное обучение».
Кому жаловаться на плохое обучение?
Редакция 1pnz не станет решать, какая из форм обучения лучше. Недовольные найдутся всегда. Пора признать: кризис испытывает не только система образования, пандемия отразилась на всех сферах жизни, и «как раньше» уже не будет. Потерь нельзя избежать, но можно свести их к минимуму.
Если вы недовольны режимом работы или хотите поделиться идеей, как улучшить образовательный процесс, обратитесь к директору школы. В министерстве образования Пензенской области напоминают, что решение о выборе режима обучения принимает сама образовательная организация.
Что делать, если учитель не хочет объяснять материал? Региональный министр образования Александр Воронков посоветовал сначала позвонить директору школы и рассказать о проблеме. Найти рабочий телефон директора школы можно здесь. Если это не поможет, позвоните на горячую линию министерства: 8(8412) 55-30-92 или 8(8412) 35-12-30.
«Дистанционка» за рубежом
Не нужно думать: «только у нас всё наперекосяк!». И за рубежом, даже в развитых странах, родители оставались недовольны организацией школьного процесса. Их жалобы очень похожи на недовольные комментарии пензенцев.
Например, в Италии учителям пришлось перерабатывать, сидя за компьютерами целый день. В Америке школьники стали больше прогуливать занятия, а в бедных семьях и вовсе не смогли учиться из-за отсутствия компьютера. В Бельгии учителя не объясняли материал, а просто присылали домашние задания.
Проблемы с интернетом, обеспеченностью компьютерами и цифровой неграмотностью некоторых учителей есть по всему миру. Некоторые страны решали их творчески.
В США в регионы, где не было высокоскоростного интернета, приезжали школьные автобусы с точками доступа Wi-Fi. Семьям без компьютеров выдавали ноутбуки и планшеты, а если это не помогало, распространяли учебные материалы в печатном виде.
В Тайланде ученики продолжали ходить в школу, но сидели за партами в масках, ограниченные с трёх сторон прозрачными пластиковыми стенами, чтобы коронавирус не разлетался по классу. В Индии больше половины школьников не имели компьютера. Занятия проводили очно, на открытом воздухе – климат позволяет. Эстонцы добавили в программу новый предмет, на котором объясняют методику обучения на «дистанционке».
Есть ли смысл на кого-то злиться? Виновата в этой ситуации одна лишь пандемия. Вспоминать, что было до коронавируса уже бесполезно: ситуация изменилась, пора перестраиваться. Надо искать какие-то другие формы, возможно, в каждому случае искать выход индивидуально. Это сложно делать в атмосфере конфликтов. Поэтому лучше объединяться и думать вместе.