Шмелева заявила о необходимости ликвидации критического уровня бюрократизации в образовании
Выполнение целей национального развития в образовании невозможно без ликвидации
запредельного уровня бюрократической нагрузки на школы и вузы, поэтому ее необходимо форсировано сокращать. Об этом заявила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева во время посещения Челябинского государственного университета.
На ходе стратегической сессии «Реализация партийных проектов» участники отметили ряд проблем в образовании, которые требуют решения. Одной из главных таких проблем, которая объективно блокирует развитие отрасли, была названа усиливающееся бюрократизация управления.
Одним из ярких примеров участники назвали новые требования обновленных правил размещения информации на сайтах образовательных организаций.
«Мы говорили о снижении бюрократической нагрузки. Сложно представить, что они едины и для школ, и для университетов. Если говорить о качестве образования, то для этого нужно консолидировать все педагогические ресурсы. Это нужно для создания образовательных программ, а не для заполнения форм на сайтах. Многая информация просто избыточна: все места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, где проходит часть образовательных программ. Или раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Такие требования всегда запускаются и воспроизводятся как самодостаточные процедуры, которые ни к чему не ведут, но при
этом оправдывают собственное существование. И загружают этим почему-то педагогов, которые должны заниматься программами, студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, что формировать отчетность и делать выводы о качестве образования можно и нужно не на основании этих формальных требований», - заявила Шмелева.
В данном случае речь шла о новой редакции требований к сайтам образовательных учреждений. От них требовалось размещать данные о местах образовательной деятельности, которые не включаются в лицензию.
Таким образом надзорный орган принудил школы и вузы собрать и опубликовать
огромный объем данных, поскольку в эту категорию попадала, например, и университетская практика для студентов. А для этого у вузов могут быть заключены сотни договоров с организациями. Или подготовленный Минобрнауки проект постановления Правительства о Правилах размещения информации на сайте образовательной организации, в частности, предполагал публикацию данных о кадастровых номерах зданий, сведения о каждой преподаваемой сотрудником дисциплине с указанием кодов направлений подготовке.
Предложения по уменьшению бюрократической нагрузки на образовательные организации
собираются на платформах ОНФ и Народной программы «Единой России».