Небесная «скорая» – пензенецы смогут летать в больницу на вертолёте
6 ноября бригада пензенской санитарной авиации доставила больного ребёнка в Москву по воздуху. Это был первый пациент команды «небесных» врачей, которые с этого дня будут перевозить пациентов на вертолёте.
У этой скорой помощи не воют сирены, вместо колёс у неё – пропеллер, а её врачи командуют: «от винта!». В Пензенской области появился свой вертолёт скорой помощи и экипаж санитарной авиации. Теперь пензенцы смогут добираться до медучреждений и по земле, и по воздуху.
Специальную подготовку по оказанию медицинской помощи в условиях полета прошли более 20 врачей, они будут сопровождать больных в иногородние центры специализированной медпомощи. «Авиаврачи» заверяют, что всегда готовы даже к экстренным ситуациям.
Почему не перевозить привычным путём, по земле? Путь до Нижнего Новгорода, Москвы – это 10-12 часов пути на машине, а перелёт длится 2-3 часа. Также вертолёт позволит эвакуировать пострадавшего из труднодоступных мест, например, из городской застройки, а потом реанимировать прямо на борту.
Места внутри санитарного вертолёта немного, но там есть необходимое оборудование: аппарат ИВЛ, дефибриллятор и необходимая техника. На борту поместятся лишь 5 человек: больной, фельдшер, врач и два пилота.
Подготовка к перелёту – непростой процесс. Пациента до аэропорта везут на машине, в это время экипаж устанавливает носилки, проверяет оборудование. Больного осторожно перемещают внутрь вертолёта, пристёгивают. Пилоты получают разрешение на вылет, проверяют, всё ли в норме, а санитары убеждаются, что пациент чувствует себя нормально. И вот шум пропеллера усиливается, и вертолёт стремительно поднимается в воздух. Дальше – всего лишь пару часов, и больной получает медицинскую помощь.
Командир воздушного судна Андрей Быков и его напарник Алексей Кутепов поделились, что на борту чувствуют особую ответственность. Санитарный вертолёт нужно вести с осторожностью, чтобы не нагружать больного: при максимальной скорости в 270 км в час его везут не быстрее 240.
Воздушная перевозка подходит не для всех. Есть люди соматическими заболеваниями, которых лучше перевозить по земле. Им трудно перенести перепад высот, смену давления, вибрацию и шум, – рассказал врач-реаниматолог областной станции скорой помощи Евгений Архангородский.
Санавиация работала в Пензенской области с 1950-х годов, однако спустя 30 лет прекратила существование. Она возродилась в этом году, но правительство столкнулось с проблемой: при больницах нет оборудованных вертолётных площадок. Поэтому приняли решение построить площадку на территории земетчинской районной больницы. На это выделили 2,6 млн. рублей.
Контракт на вертолётные перевозки регион заключил с авиакомпанией «Скол» в рамках программы развития первичной медико-санитарной помощи. На это выделено 11 млн. рублей из федерального и 4 млн. из регионального бюджета.
Фото: