17 июня 2021, 06:00
0 3072
0
0

Бизнес против «Горводоканала». Кто должен оплачивать экологические преступления?

Бизнес против «Горводоканала». Кто должен оплачивать экологические преступления?

В Пензенской Торгово-промышленной палате разгорелся жаркий спор между недовольными бизнесменами и руководством пензенского «Горводоканала». Конфликт из-за тарифов за очистку стоков промышленных предприятий длится больше года. Предпринимательское сообщество не желает перечислять регулятору внушительные суммы на обслуживание, а Водоканал не понимает, почему должен расплачиваться за чужие экологические преступления.

Тема экологии становится все более модной на федеральном уровне: в Россию пришел мировой тренд, и отношение к природе меняется в лучшую сторону. Проводником новых тенденций в Пензе становится «Горводоканал», а руководитель регулятора, Юрий Ильин, пытается донести светлую идею сохранения родного края до местного бизнеса. Но, пока его не хотят слышать. Экология стоит дорого, бизнесу накладно платить за сохранение окружающей среды и чистых источников воды.

Очередной раунд противостояния прошел в областной Торгово-промышленной палате. Для налаживания диалога между бизнесом и Водоканалом пригласили нового уполномоченного по правам предпринимателя Михаила Лисина, заместителя главы города Юрия Зиновьева, представителей надзорных ведомств и бизнес-сообщества.

Аргументы управляющего директора «Горводоканалы» просты и понятны. В прошлом году произошли революционные изменения в федеральном законодательстве, и по-старому работать невозможно. Так, постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены существенные изменения в правила холодного водоснабжения и водоотведения. Новая система нормирования сточных вод абонентов в настоящее время в полной мере отвечает принципу «загрязнитель платит».

На стороне Водоканала люди в погонах и надзорные органы. Требования компании соответствуют новому законодательству. Однако, бизнес-сообщество продолжает гнуть свою линию, отстаивая свое право загрязнять окружающую среду, и зовет на помощь нового бизнес-защитника.

На дворе вроде как давно не 90-е, а вполне себе цивилизованный 21-й век с повышенным комфортом, мобильностью и суперсовременными гаджетами. Бизнес тоже продвинулся вперед. В регионе расцвели новые предприятия, внедряющие компьютаризацию, автоматизацию, обучение персонала, тим-билдин, облачное хранение данных… Но несмотря на супер современный вид и фишки, которые переняли с Запада, представления об экологии остались на уровне 90-х годов, а то и советских времен. Почему-то до сих пор считается нормой сбрасывать отходы в воздух, воду, почву. Это просто безответственно. Пришло время перестраиваться, менять себя. Ведь нам в этом регионе жить, не бежать же на чужбину от черных стоков, которые отравляют питьевую воду в Суре?!

«В последнее время в России четко прослеживается тенденция к повышению ответственности за экологические преступления - таким образом государство обязывает хозяйствующих субъектов нести ответственность за нарушение правил экологической безопасности. Такая же ответственность лежит и на ООО «Горводоканал», хотя предприятие самостоятельно не производит стоки, а лишь принимает и транспортирует их для дальнейшей очистки и сброса. В связи с этим соблюдение нормативов водоотведения по составу сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод – одно из важнейших направлений минимизации вредного влияния человека на природу и это наша общая задача», - отметил главный управляющий директор «Горводоканала» Юрий Ильин.

Конечно, стоки, которые текут от пензенских предприятий не соответствуют нормативам водоотведения и требованиям к составу и свойствам сточных вод. Их очистка стоит сумасшедших денег, и издержки ложатся на регулятора – пензенский «Горводоканал». Во-первых, из-за грязных стоков растет уровень аварийности городской канализации. Во-вторых, теперь Водоканал сам платит штрафы, если сбрасывает воды, не соответствующие нормативам в Волгу. В прошлом году предприятие заплатило 41 миллион рублей.

В то же время, частные компании делают прибыль и беззастенчиво загрязняют природу родного края, в котором сами и живут. И считают это… нормальным. Ведь все так делают. На самом деле, вложения в очистку - это просто большая статья экономии расходов, бизнес не хочет на нее тратиться. Строить очистные долго и дорого. Их надо обслуживать, а значит снова вкладываться. Проще сливать помет, продукты переработки, клей, цемент, остатки топлива в воду. А поставить свои собственные очистные сооружения, жаба душит. Может как-то так прокатит, по старинке? Они сольют в воду, а все закроют глаза и сделают вид, что ничего не было?

Но надзорные органы играют по новым правилам. Все судебные иски бизнесменов к Водоканалу разбились, а люди в погонах встают на сторону регулятора, ведь его требования законы.

У бизнесменов, конечно же, есть свои аргументы. Они считают, что новые очистные строят на их отчисления, налоги, которые конвертируются в бюджетные средства, а затем в субсидии «Горводоканалу». Вот если бы с них не взимали дополнительную плату, тогда бы они, ух, взяли бы и построили бы свои очистные! А так просто отдают деньги на сторону. Однако, возникает банальный вопрос. А что же столько лет не строили и не вкладывали деньги в очистку стоков? И вдруг, когда приперло к стенке, заговорили. Но что делать теперь? За их ошибки почему-то должны платить другие.

Очистка стоков по новым нормативам встала «Горводоканалу» в копеечку, это не дешевое удовольствие. Отсюда и расчет всех тарифов на абонентское обслуживание предприятий, которые просто сбрасывают в канализацию грязные стоки Водоканалу, а тот должен… устранять последствия просто так, потому что это его функция. Но вода, которая поступит из Суры в Волгу должна быть чистой.

Плата за очистку стоков, таким образом, равна размеру издержек и позволяет построить новую систему очистки.

«Средства, собранные от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, имеют целевой характер и будут направлены исключительно на проектирование реконструкции очистных сооружений канализации. Следует понимать, что это не прибыль Горводоканала», - отметил Юрий Ильин.

Кроме того, еще одна рациональная мысль, вынесенная со встречи. Очистные сооружения канализации являются муниципальной собственностью, поэтому было бы целесообразно участие в программе, подобной федеральному проекту «Оздоровление Волги». Но этот вопрос скорее в компетенции региональных властей. А чем закончится противостояние «Горводоканала», который хочет обязать пензенские предприятия цивилизовано вести бизнес, пока не ясно.

Фото:
Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.