Кузнецова рассказала Познеру о своей главной силе и слабости
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка, в недавнем прошлом – одна из самых заметных общественных деятелей Пензенской области Анна Кузнецова стала гостем программы «Познер» на Первом канале.
В начале программы ее ведущий Владимир Познер сказал, что давно приглашал Анну Кузнецову в эфир, но встреча состоялась только сейчас – через год и месяц после назначения госпожи Кузнецовой омбудсменом. По личным впечатлениям, журналист общался со своей гостьей как с чиновником, отвечающий за конкретное направление работы.
«Все-таки вы чиновник теперь», – сказал ближе к концу программы Владимир Познер.
«Это факт», – ответила Анна Кузнецова.
Весь разговор строился вокруг того круга проблем, за решение которых ответственна гостья: это проблемы усыновления, абортов, готовности многодетных семей взять ребенка из детдома. Личные вопросы, которые могли бы раскрыть Анну Кузнецову именно как собеседника последовали только в конце.
Первый пензенский портал публикует выдержки из интервью.
О промежуточной оценке своей деятельности на посту омбудсмена
Я бы не ставила себе отметок, я бы спросила себя: все ли я сделала, что могла? На этот вопрос я могла бы ответить: скорее, да.
О традиционных ценностях
Для меня это необходимость и важность сохранения семьи как таковой, с детьми, с сильной системой воспитания и преемственности этого воспитания, которое создает условия для личности – здоровой, настоящей, умеющей находить себя в этой жизни. Для меня создание именно такой семьи является приоритетом.
Об усыновлении детей россиянами
Сегодня число людей, которые стоят в очереди на усыновление или хотят стать приемными родителями, выросло на 188%, то есть за последние пять-шесть лет – в два раза. Сейчас пошла динамика, когда чуть больше детей остаются в детских домах, по сравнению с теми, которые переданы в семьи. Почему? Я соглашусь: непросто усыновлять детей с особенностями развития. Непросто и приемной семье с детьми без особенностей. В сиротских учреждениях остается все больше «взрослых» детей, которым тоже непросто найти приемную семью. И сейчас нужно перестраиваться системе, которая выстраивает методическую работу с приемными семьями. Нужны новые обучающие модули, программы и новые формы сопровождения.
Не так давно ко мне приходили приемные родители, они возглавляют общественные организации по приемным семьям. Низкий поклон людям за то, что они делают. Они говорили о клубах приемных семей. Это так просто, так незатратно и легко, это такие гибкие формы. Я поддерживаю, когда сами семьи создают эти сообщества.
О «законе Димы Яковлева», который запрещает гражданам США усыновлять детей из России
Мы говорили, что огромное число людей в России хотят усыновить детей и хотят их взять в семью. Наверное, приоритет [в этом направлении] будет у российских граждан.
Американская сторона сейчас закрыта для общения абсолютно. Наше министерство образования обязано контролировать, курировать всю ситуацию с нашими детьми – и здесь, и за рубежом. Направляются запросы [американской стороне]: как там наш ребенок. Они не отвечают. Где он сейчас, что с ним, жив ли он вообще? 26 тысяч неответов, может быть, сейчас эта цифра уже поменялась. Как можно сделать вывод, что там все хорошо? Сравним с итальянцами и французами, например. Сейчас доля усыновителей среди итальянцев держится стабильно высокой, а с Францией есть целая комиссия ежегодная.
О взятии ребенка на воспитание как средстве заработка
До сих пор передо мной эти малыши, которых привели за руку – десять детей. Приемная семья вернула их в детский дом и сказала: вы не платите нам деньги, мы больше не будем их воспитывать. Сейчас у них новая, прекрасная семья. Они в одном из регионов России – уехали туда, откуда приехали в Москву. Мне хочется, чтобы эти случаи не вешали клеймо, не закрывали дверь для тех семей, которые на самом деле хотят и дарят любовь этим детям. Я знаю эти семьи – их подавляющее большинство.
Хотелось бы, чтобы была продумана система сопровождения, обучения, чтобы сама семья разобралась в своих мотивах – зачем она идет за этим ребенком. Для этого должен быть целый набор методик. Одну из форм я сегодня назвала – это клубы приемных семей.
Подготовка ребенка, подготовка самой семьи, новые модули – пусть это слово применительно к семье и обучению звучит жестко и абстрактно, те навыки, которые должен иметь родитель, принимающий в семью особенного ребенка. Тогда у нас будет меньше случаев, о которых я рассказала.
Об абортах
Мы [очевидно, имеется в виду фонд «Покров» - прим. авт.] много беседовали с женщинами, которые приходили по той или иной причине на аборт. Я была первой в регионе [Пензенской области], которая начинала консультирование на эту тему как специалист-психолог. Хочу сказать одно: ни одна женщина не хочет делать аборт. Мы должны предпринять все, чтобы помочь ей сделать выбор в пользу жизни. Моей мечтой было бы время, когда абортов не было бы вообще.
Пока эти разговоры [о принятии закона, запрещающего проведение абортов] преждевременные. Пока не выстроена система, пока нет тех мер, которые ждет женщина, которые помогут решить ей эту беду иначе. Поэтому говорить об этом пока рано.
Мы сейчас прорабатываем вопрос об уроках семейного счастья. Это будет достойным ответом на тот запрос – не будем говорить, как не надо, а будем говорить, как надо. Через ценности, ценность рождения, ребенка, семьи, отношений в семье. Сегодня прорабатываем с министерством образования этот вопрос.
Вопросы из опросника Марселя Пруста
Что вы считаете своей главной слабостью? Желание делать много дел сразу.
Что вы считаете своей главной силой? Умение принимать быстрые решения.
Если бы вам было дано пообщаться с любым из когда-либо живших людей, кто бы это был? Учитывая то, что сегодня девятое [октября] – преподобный Сергий Радонежский [8 октября – день преставления преподобного Сергия Радонежского – прим. авт.]
О чем вы больше всего сожалеете? О том, что я не успела когда-то помочь кому-то.
Какую добродетель вы цените больше всего? Милосердие и ответственность.
Какое ваше любимое занятие? Дети.
Если бы вы могли изменить в себе что-то одно, чтобы вы изменили? Желание спать по утрам. Может быть, желание спать вообще.
Каким бы талантом вы хотели бы обладать, но которого у вас нет? Может быть, большей уверенностью.
Оказавшись перед Всевышним, что вы ему скажете? Подскажи нам, что еще можно сделать для наших детей.