Почему умрут пензенские троллейбусы
Чиновники администрации города Пензы посчитали, сколько нужно средств, чтобы спасти город от конца света.
На прошлой неделе Первый пензенский портал опубликовал заметку про странные цифры, которые появляются на столбах контактной троллейбусной сети. Наш источник поделился, что совсем скоро электротранспорт продадут на металлолом, как и провода контактных сетей. Это имущество принадлежит частникам, у которых настали плохие времена. И они готовы распродать все за бесценок.
Последствия действительно могут быть колоссальными. Ведь часть города осталась бы не только без электрического транспорта, но и без электричества вообще. Кроме того, после закрытия троллейбусного предприятия на улице окажутся водители и кондукторы. По слухам, им уже сказали писать заявления и известили, что работают они до сентября.
В конце прошлой недели в пензенской мэрии состоялось совещания на тему новой транспортной схемы для города Пензы. Рассматривались на нем и те вопросы, которые редакция Первого пензенского портала задала в своей публикации.
Рогатые вымрут
Ответим сразу на вопрос о электротранспорте. Троллейбусов в Пензе не будет, и скоро. Городские власти хоть и говорят, что вопрос еще не закрыт окончательно. Но это больше кокетство. Согласно данным городского Управления транспорта, троллейбусы перевозят лишь 10% пассажиропотока. Это крайне мало.
Их планируется заменить на автобусы на газомоторном топливе, как это уже сделали в Тюмени, Липецке, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани, Перми, Твери. Чиновники говорят, что лишь электротранспорт приходится субсидировать из городского бюджета – в год на «рогатых» уходит больше 107 миллионов. Как мы поняли, автобусы окупаются и не требуют бюджетных вливаний. По крайней мере, чиновники на них не жаловались.
Мы не осуждаем отцов города в их решении. Городской бюджет в Пензе проблемный, в нем много дыр, дефицит, кредиты, задолженности… Расходовать деньги надо очень экономно и практично. Но троллейбусы все равно жалко.
Были зайчики, станут ласточки
Вторая причина, по которой троллейбусы сохранить нельзя – это желание чиновников ввести регулируемые тарифы и единый проездной. Как мы написали выше, электротранспорт требует бюджетных денег, которых в городской казне нет. Значит, придется сделать это за счет пассажиров, то есть повышать проезд.
Кроме убыточности троллейбусов, есть причина номер два. Старый подвижной состав сильно изношен. Как и контактная сеть. Отмечается, что на ней происходят постоянные аварии, провода обрываются. В итоге встают вообще все троллейбусы на данной ветке. Чиновники посчитали, что в 2021 году на ремонт троллейбусов и контактной сети потребуется 45 миллионов рублей. Эти деньги тоже придется искать или в городской казне, или извлекать из кармана пассажиров за счет повышения проезда.
Но расстраивать жителей города никто не хочет. Для них хотят сделать проездные «Ласточка» и новые сервисы по точному отслеживанию движения транспорта. Уменьшат ли «Ласточки» число зайцев в общественном транспорте – узнаем.
Высокая автомобилизация
Основной мотив мэрии для создания новой схемы движения общественного транспорта – высокая автомобилизация в столице Сурского края. Другими словами, с 2014 года в Пензе стало на 40% больше личных авто. Поэтому становится больше пробок. Автобусы большой вместимости должны решить эту проблему. Однако, для этого нужно сделать так, чтобы общественный транспорт стал для пензяков более удобным, чем личный. И они выбирали бы в пользу автобуса, а не личного авто. Архисложная задача. Тем более, если быть честными, что в Пензе уже больше пяти лет нет вообще общественного транспорта – только частные компании.
Поэтому из общественного транспорта будут выжимать максимум. Пересматривать маршруты, делать их более гибкими, более соответствующими ожиданиям пассажиров. В эту концепцию не вписываются неторопливые троллейбусы с их низкой скоростью и маневренностью. Они вообще могут ходить лишь по проводам – ни свернешь особо никуда, маршрут изменить не реально.
Что касается персонала, который работает на транспорте, чиновники спешат всех успокоить. Мол, заявку подали на 111 автобусов. Кто будет их водить и обслуживать? Будет много вакансий на транспортных предприятиях.
Но вопрос – когда будут эти автобусы? А перспектива остановки троллейбусов и сокращений видится уже в начале осени. В программе говорится о двух закупках – в 2021 и 2022 году.
На этот случай частные транспортные компании нашли вариант. Говорят, готовы принять около 50 водителей категории «Д» – есть нехватка водителей на автобусах большой и малой вместимости. Имеются и вакансии кондукторов – штат укомплектован на 60%.
Но это пока только слова. Почему-то никто пока не провел собрание с работниками ООО «Городской электрический транспорт», не успокоил их и не пригласил на работу. А это было бы правильно сделать.