Дом на Лекарской: культурное наследие как угроза для жизни
Сохранение культурного наследия - дело благое и правильное. И за него следует бороться. Правда, не все методы в такой борьбе хороши. Жертвовать здоровьем или даже жизнью людей при этом вовсе не обязательно. А в Пензе таковая угроза вполне реальна на многих объектах культурного наследия (Далее ОКН – прим. ред.) являющихся, по совместительству, жилыми домами.
Местная пензенская власть, прикрываясь федеральным законодательством, исключает такие ОКН из программы переселения. Логика проста - на восстановление ОКН денег нет в бюджете. А признать его ветхим и аварийным никакого интереса - ведь его не снесешь, освободив площадку для инвестора-застройщика… А что проживание в таком доме угрожает жизни жильцов… так разве это может всерьез интересовать нашего чиновника?
Культурное наследие на Володарского,3
Одним из таких домов - ОКН является деревянное здание с кирпичным цоколем, имеющее адрес ул. Володарского, 3. Расположено оно между зданием многопрофильной гимназии «Ступени» и городским управлением образовании.
ОКН оно признано на основании решения Пензенского областного совета народных депутатов в 1987 по интересной причине. После Октябрьской революции здесь располагались: комитет партийной организации зарубежных интернационалистов - Международная группа РКП/б/ (1918 - 1921), Германский революционный и Австро-Венгерский Советы солдатских и народных депутатов (1919), а также клуб им. К. Либкнехта, библиотека и общежитие интернационалистов (1920 -1921).
Однако, здание имеет более давнюю историю. Как гласят пензенские краеведческие ресурсы (а также Викимапия): «Дом построен в 1875 году. Усадьба была шириной во весь квартал от улицы Лекарской (Володарского) до улицы Московской, включавшая в себя и двухэтажный кирпичный дом по улице Московской (№10). Она принадлежала купцу Николаю Алексеевичу Алексееву, после смерти которого перешла по наследству сначала его жене, затем детям, которые владели ей до революции. В декоративном оформлении использованы приемы, характерные для деревянного зодчества Древней Руси. Это единственный в Пензе пример деревянного жилого дома с трапециевидным завершением оконных проемов».
Разваливающаяся руина на Володарского, 3
То есть мы имеем не только исторический, но и архитектурный памятник. Но глядя на него с улицы сегодня об этом можно догадаться с большим трудом - настолько неприглядно он выглядит. А если зайти во двор, то перед глазами предстанет совершенно чудовищного вида прогнивший пристрой, глядя на который кажется, что ничего худшего и увидеть нельзя… Кажется до тех пор, пока не войдешь вовнутрь.
В квартире на втором этаже проживает пенсионерка, Вера Константиновна с сыном. Она пригласила подняться к ней. Сделав три шага по прогнившей деревянной лестнице, автор понял, что дальше ему идти не стоит - его веса данная конструкция элементарно может не выдержать - причем он не только переломает себе ноги, но и вполне может развалить весь пристрой. А пожилая женщина преодолевает этот смертельно опасный подъем несколько раз на дню. Более легкая коллега из газеты рискует и преодолевает подъем.
Возвращаясь рассказывает «Там в кухне полы под углом градусов в 30. Стоит газовая плита - на ней готовят». Сразу подумалось, что будет, если полы таки провалятся… газовая труба, кстати, предмет опасений для всех жильцов дома. Прогнивший пристрой нависает над ней дамокловым мечом. В случае обрушения - беды не избежать. Кстати, если все же, не дай бог, жахнет - мало не покажется не только жильцам дома. Рядом - школа, дети… Но никого из контролирующих органов это особо не волнует.
По сравнению с этим уже «мелочью» кажутся такие вещи, как вода в подвале… И регулярно разбиваемые стекла. Через проезд с улицы Володарского - спортивная площадка при школе. Где практически весь световой день гоняют мяч, который периодически вылетает за ограждение в направлении дома. На проезжую часть не вылетает - с той стороны натянута сетка. А вот с этой стороны на сетку, вероятно не хватило денег…
Впрочем, проулок между домом и территорией школы уже давно стал сам проезжей частью. Внутри квартала расположились «элитные» малоэтажные дома, в одном из которых, кстати, проживал предыдущий пензенский губернатор Василий Бочкарев. Вот с тех времен и не иссякает автомобильный поток в двух метрах от окон жильцов дома памятника. Про то, что проулок является излюбленным местом распития напитков и отправления естественных надобностей асоциальными элементами и говорить излишне.
Так и живут.
Объект бюрократического наплевательства на Володарского,3
Всего в доме, включая ветхий пристрой, 4 квартиры. Одна из которых находится в муниципальной собственности, с ее жильцами заключен договор соцнайма. Так что дом по всем признакам относится к многоквартирным домам.
Тем не менее, в переписке с властями по поводу возможной реконструкции или расселения дома, власти упорно ссылаются, вопреки фактам, на то, что дом является … частным, находящимся в долевой собственности. А потому жильцам предлагается прекратить надоедать власти и решать свои проблемы самостоятельно.
Люди в доме проживают небогатые, финансовых возможностей приобрести другое жилье или собственными силами провести реконструкцию у них нет. Да с юридической точки зрения, учитывая статус дома, как ОКН, так и наличие квартиры муниципальной собственности, у них возникли бы большие проблемы. Короче, ситуация для них безвыходная.
Между тем, в апреле 2013 года вышло постановление областного правительства за подписью губернатора Василия Бочкарёва об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2015 гг.». Под номером 244 значится дом по адресу: Володарского, 3. Расселению подлежали 4 жилых помещения в многоквартирном доме общей площадью 200,8 кв. м. Три из них числились находящимися в частной собственности, одно - в муниципальной. Сроки отселения - декабрь 2015 г., сноса - декабрь 2016 г. Основание - заключение комиссии за №166/3 от 07.06.2008 г.
Однако, в ноябре 2013 это заключение мэрия отменяет, а дом исключают из программы расселения. За что же так мэрские обошлись с несчастными жильцами развалюхи на Володарского? За что -вопрос к чиновникам неприменимый. Правильный почему и прикрываясь чем?
Согласно федеральному закону от 25.06.2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия народов РФ», снос памятников истории и архитектуры запрещён. А в заключении как раз говорилось о сносе. Существует, правда, возможность реконструкции. Согласно федеральному закону от 25.12.2012 г. №270-ФЗ, внесшему изменения в ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». И по идее в заключении можно было просто заменить на это слово слово «снос» - и все было бы замечательно. Жильцов расселили бы, памятник реконструировали бы и сохранили. Но муниципалитет почему-то оказался в таком решении незаинтересованным.
Жильцы пытались бороться за свои права. Они обращались к министру строительства и ЖКХ области Александру Гришаеву. Но тот, сославшись на сведения, полученные от тогдашней администрации Пензы, ответил, что дом является частным, а не многоквартирным, так что программа не для них.
Тогда жильцы квартиры, находящейся в муниципальной собственности, решили опровергнуть это утверждение, направив отдельное обращение Гришаеву, сопроводив соответствующими документами, в том числе актом о признании помещения непригодным к проживанию. Тут у Гришаева, как в известном анекдоте про пьяного депутата, «концепция поменялась». Он ответил, что в программу вошли дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года, а ваша квартирка стала таковой только в мае 2014 года.
То, что его первая «отмазка», в связи с этим, не имеет оснований, его не смутило. Он просто о ней не помнил. Главное сохранился основной посыл - отвяжитесь, смерды, вы власти неинтересны.
Самое же удивительное, что никаких нарушений и противоречий в ответах чиновников не нашла и прокуратура.
То, что люди для наших властей - грязь, назойливый мухи, мешающие вершить государственные дела и собственное материальное благополучие - ни для кого не новость. То, что им плевать на разрушающееся культурное наследие - тоже. Но! Обращаем внимание, что руина культурного значения по адресу Володарского, 3 является источником повышенной опасности - угрожая не только здоровью и жизни ее жильцов, но и - через весьма возможный взрыв газа, например - еще многим и многим гражданам, в том числе детям из соседней школы. А это не просто жизни каких-то там людишек, это скандал, в котором выйти сухими из воды уже не получится. Хотя бы из этих соображений, стоит все же озаботиться вопросом этого дома и других трущоб и живущих в них людей.