Миссия: возродить станкостроение. Олег Кочетков рассказал, как наладить производство российских станков
Сейчас перед страной стоит сложная задача – возродить отечественное станкостроение, чтобы больше не зависеть от импорта. Мощным толчком стали антироссийские санкции, которые показали: помощи ждать неоткуда, необходимо полагаться только на свои силы. Что нужно сделать, чтобы возродить российское станкостроение, рассказал генеральный директор компании «СтанкоМашСтрой» Олег Кочетков.
Россия намерена как можно быстрее наладить отечественное производство станков. Госкорпорация «Ростех» создаст станкостроительный холдинг по разработке и производству тяжелого обрабатывающего оборудования и инструментов для промышленности. Главная цель – заместить импорт иностранных станков и до 2030 года занять половину отечественного рынка российским оборудованием.
Тем временем в Пензенской области уже открыт станкостроительный кластер и налажена цепочка по производству большинства комплектующих для станков, центром которой стала компания «СтанкоМашСтрой». Её генеральный директор Олег Кочетков в интервью «Бизнес-журналу» рассказал, как воссоздать производство отечественных станков с нуля.
Восстановить разрушенное
Мощнейшая станкостроительная инфраструктура, созданная в СССР, была разрушена в постсоветские годы. Настало время её воссоздать, начиная от подшипниковых заводов и заканчивая станкосборочным производством, чтобы больше не зависеть от иностранного производства. Для этого необходима коллективная работа энтузиастов-промышленников и государства.
Сейчас страна слишком сильно нуждается в импорте оборудования по обработке металла. Пора это исправлять, полагаться только на собственные силы. Олег Кочетков уверен, что, как только страна научится изготавливать собственные средства производства (станки и машины), пойдёт на лад выпуск любой продукции – от товаров народного потребления до сложных устройств для сельского хозяйства и оборонной отрасли.
Не стоит питать иллюзий
На вопрос, смогут ли азиатские производители обеспечить Россию станками, бизнесмен ответил:
«Не стоит питать иллюзий. Из-за такой недальновидной позиции многие до сих пор не рассматривают тему импортозамещения всерьез. Между тем уровень зависимости отечественной промышленности от импорта металлообрабатывающего оборудования давно перешагнул все мыслимые пределы и представляет угрозу государственной безопасности. Обязательно нужно кооперироваться, принимать все возможные меры и направлять силы для производства своих комплектующих», – нацелил Олег Кочетков.
Чтобы станки стали полностью российскими, нужно научиться производить критические комплектующие: подшипники, шпинделя, ЧПУ, шарико-винтовые передачи и другие комплектующие.
«В станкостроительной отрасли в числе критических комплектующих – подшипники. Нужно сосредоточиться на выпуске шарико-винтовых пар, линейных направляющих. Спрос на них высок, поэтому уверен, что промышленники будут инвестировать в их производство. Нужно рассчитывать не на страны третьего мира, а на собственные силы», – добавил генеральный директор компании «СтанкоМашСтрой».
Возникает вопрос, почему в России так долго не развивалось станкостроение. Олег Кочетков ответил, что это очень сложная и наукоёмкая область. У неё длинный цикл окупаемости, и в неё просто не хотели вкладываться.
Кто построит заводы?
В Советском союзе было целое министерство станкостроения, в отрасль вкладывали огромные суммы из бюджета, строили заводы. Сейчас российское правительство должно воссоздать отрасль с нуля: определить линию развития, а также решить, кто будет строить заводы: государство или частные инвесторы (которых, конечно, надо стимулировать).
Ещё одно условие для развития – наличие здоровой конкуренции. Под один небольшой завод никто не будет производить комплектующие, это невыгодно. Нужно три-четыре завода, тогда и затраты окупятся.
Также Олег Кочетков порассуждал, какой должна быть господдержка, почему параллельный импорт выгоден иностранным, но не отечественным производителям и какие действия будут полезны для отечественного станкостроения. Подробности вы сможете прочитать в полном тексте интервью.