В Пензе Избирательная комиссия или Комитет статистики?
Решение о проведении выборов в Городскую думу Пензы в том числе и по партийном спискам обрастает подробностями и объяснениями, по большей части вызывающими лишь новые недоумения и сомнения в профессионализме и дееспособности лиц, ответственных за проведение данных выборов.
Пропорциональные коллизии
Напомним, что на февральской сессии Гордумы VI созыва депутаты утвердили новую схему округов и принципы формирования Городской думы VII созыва на выборах в сентябре текущего года.
Из 35 депутатов 25 будут избираться по одномандатным округам. Таким образом, количество округов уменьшается, а сами они увеличиваются по площади и по числу избирателей. Если раньше в каждом округе было 10-11 тысяч человек, то теперь будет 15-16 тысяч. Еще 10 депутатов пройдут в думу по спискам политических партий пропорционально голосам избирателей.
Вот по этим десяти мандатам и возникли серьезные сомнения. Ибо избирательный барьер был установлен в 5%. А так называемое «избирательное частное», определяющее «вес» одного голоса равнялось 10%. Что потенциально может породить коллизии, из которых крайне сложно будет найти выход.
Например, мы, в своей статье предполагали такой вариант. По 5 процентов набирают 10 партий (кстати, столько их и участвовало в выборах в областной Заксобр 2017 года)…. Причем 9 партий - по пять процентов, а одна - 55%. Но всем - по одному мандату? Где пропорциональность представительства.
Если кто считает это фантазиями, то зря. Политическая обстановка меняется. В середине нулевых в Амурской области избирательный барьер преодолели 7 партий - и там возникли крупные проблемы при дележе мандатов…
Дальше хуже - а если партий 11 и они преодолели все 5 процентный бартер - что тогда? Ограничивать список 10 партиями, когда их в России более пяти десятков?
Мы спрашивали…
Вопросы возникали у многих. И вот ряд журналистов и общественников, объединившись, поручили редактору издания «Новая альтернатива» написать запрос главе города Пензы и главе, согласно Уставу города Пензы, Городской думы Николаю Тактарову и председателю Избирательной комиссии Пензенской области Александру Синюкову. К которым, во-первых, предлагалось провести пресс-конференцию по данному животрепещущему вопросу, а также дать письменные разъяснения о порядке распределения мандатов в Гордуме по партийным спискам.
Главный вопрос был сформулирован следующим образом
«- как - по какому принципу, или по какой формуле, чисто с арифметической точки зрения будет происходить распределение мандатов на выборах в Пензенскую городскую думу при количестве мандатов по партийным спискам 10 и проходном барьере 5 процентов?
Ведь если предположить, что 9 партий набирают по 6 процентов (в сумме 54 процента) и проходят в Гордуму, то 10-я партия, которая набрала 46 процентов, в итоге получает всего лишь 1 мандат.
Справедливо ли, а главное - логично ли это?».
Бывший глава областной избирательной комиссии, а ныне глава города Пензы Тактаров ушел от ответа в отпуск. А вот с нынешним главой избиркома Синюковым все вышло куда интереснее.
От него были получены два взаимоисключающих ответа. В первом, от 01.03.2019 г. исх.№01-24/195 Синюков А.А. отказался отвечать, сославшись на Закон Пензенской области от 05.10.2012 г.№2296-ЗПО «Об официальном толковании Законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области».
Данный отказ был обжалован в областную прокуратуру исх.№1295 от 04.03.2019 г.
Во втором ответе от 05.03.2019 г. все было крайне любопытно…
Журналистам отвечают…
Глава Облизбиркома написал, что
«На обращение от 27.02.2019 сообщаем, что проведение пресс-конференции по названному в нем вопросу не планируется».
По крайней мере четко и однозначно - пошли вы… И на том спасибо!
А вот дальше начинается самое интересное.
«У Избирательной комиссии Пензенской области нет права официального толкования действительного содержания правовых норм, закрепленных в законах Пензенской области, и права давать оценку их справедливости».
Интересно, как господин Синюков, являясь ответственным лицом собирается исполнять правовые нормы, не толкуя их? Или нельзя «толковать официально», а неофициально - будет?
Впрочем, далее наше любопытство отчасти удовлетворяется. Итак, внимание!
Как глава Избиркома собирается распределять мандаты в Пензенской гордуме VII созыва по партийным спискам (даем в сокращении, купируя ссылки на правовые нормы):
«1. «Минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании».
2. «К распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. В этом случае иные списки кандидатов к участию в распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу не допускаются».
3. «Если за списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки кандидатов, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки кандидатов, получившие менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если за один список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, а остальные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, среди списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу».
Если кто не понял, ибо написано это сложным юридическим языком - менее 2 партий в составе Гордумы по партийным спискам быть не может. 1 мандат кому-то из оппозиционных партий дадут в любом случае. А то и двум-трем, преодолевшим не 5, а 3-процентный барьер, пока добирают до 50% общего числа. То есть партия-лидер может набрать 44%, а еще две 3,5% и 3,5 - вот в сумме уже более 30 и следующая, набравшая 3,2% - пролетает…
4. Предположение о возможности развития ситуации, при которой на выборах депутатов Пензенской городской Думы по единому избирательному округу 9 партий набирают по 6% голосов избирателей, 10-ая - 46% голосов избирателей, носит гипотетический характер.
И вот здесь, внимание, данное сообщение Александра Синюкова носит явно утвердительный характер! Хочется спросить уважаемого председателя Избирательной комиссии, а вышеприведенные им примеры носят какой характер? Фундаментального закона Вселенной? Закон предусматривает все возможные варианты развития событий. И если только что-то упущено в силу несовершенства человеческого разума и способности к предвидению - затем вносятся поправки!
Но что нам предлагает пред Избиркома?
Авось пронесет!
Читаем ответ далее
«Для сведения сообщаем, что за последние 10 лет на территории Пензенской области ни на выборах в Законодательное Собрание Пензенской области, ни на выборах в какой-либо представительный орган муниципального образования 10 избирательных объединений одновременно не набирали 5 и более процентов голосов избирателей. Были проанализированы результаты 12 выборов депутатов представительных органов муниципальных образований областных центров субъектов Российской Федерации, состоявшихся 09 сентября 2018 года. В 2 избирательных кампаниях, по состоянию на день голосования, выдвинули списки кандидатов в депутаты названных органов 4 избирательных объединения, в 2 кампаниях - 5 избирательных объединений, в 3 - 6 избирательных объединений, в 3 - 7 избирательных объединений, в 2 - 9 избирательных объединений. По результатам этих выборов набрали 5 и более процентов голосов избирателей в 5 кампаниях 4 избирательных объединения, в 6 - 5 избирательных объединений, в 1 - 6 избирательных объединений».
Мы разве статистические данные заказывали, простите ради бога? На то у нас есть Пензастат и сеть Интернет, наполненный различными данными.
Но Избирательная комиссия должна действовать не в рамках статистической отчетности, а в рамках законодательства Российской Федерации. Возможно, для господина Синюкова это неожиданность - но он не имеет права трактовать законодательство на основании каких-то статистических данных - ни в одном законе не сказано о возможности опоры на таковые.
Вообще есть фундаментальные основы права, которые лежат в основании любой правовой системы. И которые, в принципе должны быть известны любому выпускнику средней школы или МБОУ, прости господи, как это принято именовать теперь. А они утверждают, в том числе, абсолютную универсальность в применении принятого закона. Один из основополагающих принципов законодательства, заложенных в основу, кстати, и Конституции РФ – это принцип универсальности. Закон принимается раз и навсегда для всех условий при всех входящих данных. Нельзя, чтоб сказать, у нас форс- мажор, он должен действовать всегда.
А у Синюкова- статданные за десять лет! А если на одиннадцатый что-то изменится? Что делать будете? «Война план покажет?». Ну а как закон выполнять? Вот новые обстоятельства - и что? Нарушать закон? Править на ходу - по принципу «закон, что дышло»? Слишком вольно себя чувствуют исполнители нашего с вами избирательного права…
Председателя Областной избирательной комиссии, видимо, это не интересует абсолютно. Авось, пронесет - как скажут, так и будет…