Как убили пензенские троллейбусы
Если образно сравнивать ликвидацию пензенских троллейбусов и убийство, то мы имеем дело с хладнокровно спланированным, предумышленным преступлением.
Жителей полумиллионного города сознательно лишают удобного, безопасного и экологичного вида транспорта. А сам город позитивного имиджа для инвесторов и перспектив развития, превращая в деревню. Первый троллейбус в Пензе был торжественно запущен 4 ноября 1948 года. Это событие было массовым праздником, с троллейбуса на радостных горожан строго взирал с портрета товарищ Сталина. Можно считать, что решение о ликвидации электрического транспорта отбрасывает город назад в конец сороковых годов XX века.
Вместо новых троллейбусов – развалюхи
Первая категория потерпевших – это простые граждане. На троллейбусе очень комфортно ехать. В отличие от маршруток они не устраивают скоростные гонки и не совершают опасные маневры. Поэтому, если есть альтернатива, горожане выбирают именно этот вид транспорта. Чтобы отучить пензяков от этой привычки, их заставили кататься на металлоломе.
К сожалению, в последние годы в Пензе не так много хороших маршрутов. Как пример можно привести троллейбус №7. На линию выходят относительно новые и чистые машины. На других же маршрутах ездят старые, ржавые троллейбусы.
Чтобы отучить людей от троллейбусов и увеличить прибыль маршрутных такси и автобусов, на линию выпускают ржавые консервные банки, которые того и гляди, развалятся на ходу. Новые машины умышлено заменили на старые, которые только остается, что списать в утиль.
А водители маршруток и автобусов отлично знают, как делать прибыль. Жители Пензы регулярно жалуются на манеру вождения тех, кто работает на маршруте №54. Автобус за 10 минут, обгоняя даже маршрутки, может домчаться до центра, забыв про скоростной режим, ПДД и безопасность пассажиров. Автобус №66, следующий по аналогичному маршруту, может добраться от города до Арбеково помедленнее – за 13 минут. Это из наблюдений пассажиров, которые засекают время. О поведении водителей маршрутных такси, которые порой чувствуют себя пилотами «Формулы-1», даже говорить не хочется.
И вот, вместо того, чтобы штрафовать и отбирать права и лицензии у предприятий, которые оказывают услуги такого качества, у нас решили ликвидировать троллейбусы. Неприбыльный вид транспорта планомерно уничтожали много лет. Начали с кадров.
Причины, вместо возможностей
Но гораздо раньше замены подвижного состава на транспортный хлам, была принята другая довольно хитрая мера. В Пензе нельзя отучиться на водителя троллейбуса. Для этого нужно ехать в соседний Саранск. Получить соответствующую категорию не так просто, обучение длится полгода. А в нашем городе школа была ликвидирована. Затем в частные руки было продано троллейбусное депо и вся инфраструктура, включая контактные сети.
Все это нам пытаются представить, как негативное стечение обстоятельств. На самом деле, это не так. Чтобы сохранить электрический транспорт, необходимо было искать решения и возможности. К примеру, в Пензе проживает бизнесмен, совладелец крупного троллейбусного завода, который располагается в Уфе. Однако к нему за помощью никто не обратился. Не было попыток поиска инвесторов, государственных дотаций или эффективной программы софинансирования. Голова чиновников была занята другими планами. Они думали, как избавиться от экологически чистого вида транспорта.
Сейчас нас убеждают в том, что 110 новых автобусов разгрузят город от расплодившихся маршрутных такси. Оно верно. Но сколько CO2 они выбросят в воздух в течение года? Об экологическом ущербе власти у нас редко задумываются. Однако потом рост онкологических заболеваний мы списываем на завод в Леонидовке, который давно свою деятельность прекратил. А про качество воды и воздуха никто не вспоминает. Потому что мы на самом деле не знаем, какую воду пьем, и чем дышим.
Где зарыты миллионы
Ради сохранения здоровья горожан можно было потрудиться и придумать эффективный план. Или скопировать опыт других регионов. Если бы такая задача стояла изначально. К примеру, снова заговорили о создании транспортной карты. Идея отличная. Можно было бы рассчитать сумму, которой хватило бы для содержания электрического транспорта. Если бы каждый горожанин пополнял бы эту карту на 50 или 100 рублей в месяц, но имел бы возможность бесплатного проезда, наверное, нашелся бы лишний миллион в месяц, а то и больше. А сколько это в год?
Сэкономить еще минимум полмиллиона в месяц можно было бы за счет ликвидации кондукторов. Банальная бытовая коррупция приводит к недостаче до 10 тысяч в месяц на одном маршруте. Часто бывает, что этим нехитрым бизнесом занимается семейный подряд. Когда муж работает водителем, жена кондуктором, и вместе они зарабатывают на безбилетниках, которым делают скидку.
Разумный финансовый план и автоматизация помогли бы набрать недостающие средства для сохранения городского транспорта. Но об этом никто не подумал.
Лучшие уедут в след за троллейбусами?
На перспективу надо задуматься о двух вопросах. Первый – кто останется жить в Пензе. Люди – это новая нефть. Перспективные молодые профессионалы будут покидать город, который превращается в деревню, ухудшается инфраструктура и качество жизни. Умные, трудолюбивые, продвинутые – соль земли Пензенской, покинут ее. В неразвитом городе можно удержать лишь маргинальный контингент, который не хочет никуда двигаться.
Как итог мы получим экономический спад. Будут плохо продаваться новые квартиры, встанет рынок жилья, потому что не станет платежеспособного населения. Крупные перспективные предприятия предпочтут уйти в другие города. Как объяснить инвесторам, что им следует вкладывать средства в город, где нет развитой инфраструктуры и плохая экология?
Хочется пошутить, что жителям Пензы пора переезжать в Сингапур и перевозить туда свои семьи. Но если честно, это совсем не смешно, как и убийство электрического транспорта в нашем городе. Найдено множество причин, по которым троллейбусы перестанут ездить по улицам нашего города. Но не найдено ни одной возможности, чтобы их сохранить. Значит, этого никто не хотел.