25 июня 2019, 06:00
0 1855
0
0

Почему лесные пожары в Пензе тушат по три дня?

Почему лесные пожары в Пензе тушат по три дня?

Уже который день температура воздуха поднимается выше 30 градусов и в регионе с каждой секундой растет вероятность лесных пожаров. Статистика от МЧС и Авиалесохраны не утешает - природных пожаров по области дестки. Первый Пензенский Портал выяснил, почему в регионе нет авиации для тушения горящего леса.

Не так давно в поселке Победа под Пензой три дня тушили пожар – загорелась трава. Сложность возгорания заключалась в том, что огонь несколько раз вроде бы удавалось потушить, но он вскоре занимался снова. Тушили огонь несколько пожарных расчетов на автомобилях. Однако есть способ куда проще и быстрее – пожарная авиация. Тем более, что в России есть ее уникальные образцы. Если бы в каждом регионе было бы по такой машине - о лесных пожарах можно было бы забыть.

Самолет-амфибия Бе-200 разработан в конце 90х ТАНТК имени Бериева. Первый полет совершил в 1998 году, эксплуатируется с 2003 года, в 2008 году производство перенесено из Иркутска на мощности разработчика. Самолет не имеет аналогов в мире и является многоцелевой летающей лодкой. Основные сферы применения: тушение пожаров, поисково-спасательные операции, охрана водных поверхностей, экологические миссии перевозки пассажиров и грузов. Огромным плюсом самолета является способность взлетать и садиться при волнении до 1.2 метра.

Тушение пожаров самолетами уже давно показало свою высокую эффективность. Тот же Бе-200ЧС сбрасывает за один заход до 12 тонн воды, которая не просто заливает огонь, но накрывает его «шапкой», не оставляя доступа кислорода. А набирать воду амфибия может прямо из водоема, переходя в так называемый режим глиссирования – скольжении по водной глади на большой скорости.

Однако, у такого вида борьбы с огнем есть и свои минусы. Например, его нельзя применять при тушении пожаров в зданиях. Даже сброс воды с вертолета в такой ситуации чреват обрушением несущих конструкций. К слову, именно поэтому пожары в печально известной «Зимней вишне» и в Нотр-Дам де Пари тушились исключительно с земли.

Но самый главный минус пожарной авиации в том, что ее мало. Так, в МЧС России сейчас работает всего 9 Бе-200ЧС. Еще две машины – самые первые, построенные еще в 1994 году – находятся у производителя. Один самолет применяет МЧС Азербайджана.

Заказов же на поставки у ТАНТК имени Бериева предостаточно – Министерство обороны России заказало два Бе-200ЧС и четыре Бе-200ПС (поисково-спасательная модификация), МЧС России заказало 8 машин (6 из них уже поставлено) и заключен еще один контракт на 24 машины до 2024 года, Индонезия заключила контракт на 4 самолета, Китай на два с опционом еще на два и Чили заказала 2 самолета. Даже США, считающиеся мировым лидером по производству пассажирских самолетов, заказали 10 единиц. А это, товарищи, говорит об однозначном успехе модели.

Правда, с производством у бериевцев не заладилось. С диким скрипом выполняется первый контракт с российским МЧС. Он был заключен еще в 2011 году, но к марту этого года было поставлено только 6 из 8 самолетов из-за сокращения контракта. Министерство обороны, взглянув на ужасающие темпы производства, от заказа отказалось, а спасателям деваться было некуда – нужные амфибии производили только бериевцы. В 2014 году МЧС даже пыталось взыскать с ТАНТК неустойку за срыв поставок, но Владимир Путин вмешался и внес изменения в госконтракт, продлив сроки поставки до 2018 года. Таким образом, по факту, президент спас авиазавод от серьезных финансовых проблем.

И вот в 2016 году, спустя 5 лет после подписания контракта, МЧС получили первую машину. Последний, шестой экземпляр, передали Министерству в конце февраля этого года. Этот самолет Бе-200ЧС с серийным номером 308 стал лишь 15м летным экземпляром во всей серии.

Сейчас на ТАНТК строятся две машины с серийными номерами 310 и 311, но по какому контракту пока не ясно. Известно лишь, что в прошлом году МЧС поднимало вопрос о приобретении шести машин, от которых отказалась армия, но дальше разговоров, по всей видимости, дело не пошло. Сведения о закупке 24 машин до 2024 года появились еще раньше – в 2017 году, но движений по этому контракту не видно.

Также не известна и судьба самолетов для Китая, Индонезии, Чили и США. А это гарантированные 18 машин, которые могут быть произведены и проданы заказчикам.

Что же получается? Однозначно удачная и уникальная машина, способная спасать, беречь и защищать производится через пень-колоду, нехотя? Удивительная вырисовывается ситуация: ТАНТК получает государственные дотации миллиардами, но выхлопа от этого – ноль. А ведь еще каких-то 80 лет назад знаменитый Андрей Туполев сидел именно за это же – вагоны потребляемых денег при околонулевой отдаче.

Вот и приходится пензенским (и не только) пожарным тушить лесные и степные возгорания дедовским методом – брандспойтом и максимальным напряжением сил. Такая техника не всегда может пробраться к источнику возгорания, особенно, если он находится в лесу. И основная причина заключается даже не в деньгах, а в неспособности быстро выполнять контракты.

Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.