За что я уважаю Павла Шишкина
Сегодня, когда в Пензе началась какая-то непонятная возня вокруг регионального отделения Союза журналистов, в интернет СМИ и соцсетях часто упоминают меня и некую инициативу по созданию альтернативного объединения медийщиков. При этом заметна критика, часто необоснованная, в адрес нынешнего председателя регионального СЖР Павла Шишкина. Я бы хотела прояснить ситуацию и рассказать пару историй о Шишкине и журналистской солидарности в Пензе.
В память о деде
Он мне всегда говорил «делай себя сама, никогда не пользуйся родственными связями». И я делала, год от года. Его уже нет, он умер в прошлом октябре, а я все еще слышу его голос. Он был потрясающим, сильным, талантливым человеком. Советским! В 40-х годах он делал свои первые снимки на дешевый фотоаппарат, который выменял на рынке. Он тогда вернулся с фронта, был совсем еще мальчишкой.
Я никогда не говорила, что мы родственники, как он мне и завещал, не пользовалась его именем. Я, как и он делаю то, что должно делать.
Василий Косов был выдающимся фотографом, одним из лучших в своем поколении, его и его снимки помнят до сих пор многие. Они вошли в целый ряд книг и альбомов, что рассказывают о нашем городе. А сколько их в подшивках газет, не сосчитать. Запустился первый троллейбус в 1947-м году, люди идут по улице Володарского, а ее заливает вода после дождя. Как сейчас, правда? А вот первомайская демонстрация и парад Победы. Он всегда, каждый год стоял и снимал их, на своей точке. Я помню все это как истории, когда он мне рассказывал потрясающие вещи, о том, как он, будучи фотокорреспондентом сначала «Сталинского знамени», а затем «Пензенской правды» общался с простыми людьми, выискивал нужный момент для спуска затвора, спрыгивал с поезда на нужной станции и шел снимать героев тех времен – доярок и механизаторов.
Когда он заболел, я не поверила. Это был стальной человек. Он никогда ни на что не жаловался. Так прошло пять лет, он был стойким, никогда не плакал, и мы не плакали, даже когда всем было хорошо понятно, что он уходил. В этот день я позвонила лишь одному человеку, который мог нам помочь. Я сказала, что Василий Алексеевич умирает, и надо организовать помощь, чтобы довезти его до госпиталя. Я позвонила Павлу Шишкину, председателю регионального Союза журналистов, главреду «Пензенской правды». Он сделал, все, что должно было сделать. Позвонил всем важным людям, медикам всех уровней, и все было готово. Он не знал, что в этот момент дед уже умер. Мне помогли с похоронами и поминками, команда «Пензенской правды» была как семья, и я чувствовала человеческое отношение, заботу о человеке, который в свое время так много сделал для газеты.
Есть ли в Пензе журналистская солидарность?
Спустя полгода мне пришлось позвонить Шишкину снова. Честно, не ожидала, что он встанет на нашу сторону. На этот раз речь шла не о тесном семейном коллективе «Пензенской правды», работа которой оплачивается правительством, а о независимых журналистах Первого пензенского портала. Наши журналисты оказались единственными, кто начал масштабное журналистское расследование о пензенской ростовщице, целой системе отъема жилья у горожан за долги. На глазах у всего города людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, выдают займы под фантастические проценты (от 60 до 720% годовых!), а затем за просроченные долги отбирают заложенное жилье. Одиноких старух буквально «выдавливают» из собственных домов, рушатся семьи… Мы опубликовали больше десятка материалов, получили от ростовщицы кучу исков на сумму, превышающую годовой бюджет редакции. Никто, ни один журналист не поддержал нас! Никто не подхватил этой сложной и, чего греха таить, опасной темы…
Мне лично пришлось отвечать по каждому иску, как говорила мне на суде ростовщица «за мои слова». Правда колола ей глаза, и она хотела заткнуть журналистов и прекратить расследование, начатое нами. Мы выиграли два иска в районном суде, полностью подтвердив результаты нашего расследования. Но одно дело мы проиграли, судья вынес весьма странное решение, запретив по ходу дела еще и публиковать фото главной героини.
Было много людей, кто говорил мне: «Вы молодцы!», «Вы делаете святое дело, я жму вам руку», «Я на вашей стороне». Мне жали руки, хлопали по плечу. Но помог, реально в нашем городе лишь один человек. Это был председатель Союза журналистов Пензенской области Павел Шишкин. Он написал письмо в нашу поддержку. Честное, очень прямое письмо. Шишкин потребовал пересмотреть наше дело в суде. В этой теме нас поддержал также Центр защиты прав журналистов Общероссийского народного фронта, мы получили дополнительную помощь столичных юристов. В кассационной инстанции нам удалось изменить несправедливое решение Пензенского арбитражного суда, отменить его частично. И мы намерены продолжить защиту прав журналистов, наших прав в Верховном суде России. А если потребуется и в Международном суде по правам человека.
Сегодня, когда мои коллеги делают трафик на имени Шишкина, я не удивляюсь. Вся эта атмосфера наушничества, профессиональной зависти и взаимного презрения, характерная для некоторых пензенских медиа очень огорчает меня. Начали травлю в интернете и, ведь, ни один человек не выступил в поддержку Шишкина? Тогда пусть таким человек буду я. Павел Шишкин - это наш товарищ, готовый защищать журналистов в любых ситуациях, очень отзывчивый и понимающий. И за это я его уважаю!
Фото: penza-press.ru