В поисках потаенных сокровищ: экскурсия в пензенское Управление ПФР
Пензенское отделение Пенсионного Фонда пригласило корреспондента Первого Пензенского Портала на экскурсию по «роскошному» зданию Управления в г.Пензе. Столы мореного дуба, золотые статуи и алмазы вместо пресс-папье – это все не про пензенский ПФР.
Снаружи здание на фоне стареньких хрущевок выглядит шикарно, вернее выделяется современным архитектурным решением. Но в городе есть строения и пороскошнее. Как рассказали корреспонденту, стоимость квадратного метра вышла очень и очень низкой: всего 20 тысяч рублей, включая отдельно стоящие подсобные помещения – гараж и котельная с обородуванием. Секрет дешевизны кроется в типовом проекте: подобных зданий по стране очень и очень много, а также непритязательными отделочными материалами.
Внутри, в зоне приема граждан, все тоже очень прилично. В тон последним нормам установлена электронная очередь, удобные кресла и диваны, улыбчивые операционистки. В общем, создается впечатление полного благополучия.
Скромненько, но со вкусом
На закрытых для остальных граждан этажах здания ремонт ничуть не хуже, чем в клиентской зоне. Но есть серьезные отличия. Многие помещения сделаны прогонами во все крыло. То есть, два кабинета, разделенных осевым коридором в каждом крыле на каждом этаже. Исключение: кабинеты руководства, но тут мы с пониманием – в работе руководителя и даже его зама есть много такого, о чем не стоит знать рядовым работникам. Да и встречи проводить в общем кабинете – не самая лучшая идея.
ИТ-служба также находится в отдельном кабинете. Кстати, после осмотра парка техники пришло понимание, что зря их так неласково лягнули в предыдущем материале. Наоборот, за умение извернуться и закупить приличное из дешевого ребят нужно как минимум премировать. Дорогую технику сама система госзакупок приобрести не позволит. И однотипную технику, если вдруг цена на нее поменялась, тоже купить будет нельзя – всегда найдется что подешевле.
Еще одну похожую по площади комнатку занимают специалисты Горячей Линии. Тут специфика совершенно другая. Кабинет, вроде бы, просторный, сразу же оглушает – операторы постоянно говорят по телефону, консультируют граждан. Словом, работают.
А вот огромные кабинеты занимают сразу несколько десятков сотрудников. Но, опять же, длинное и узкое, всего 5-6 метров, помещение кажется просторным только если смотреть на него по узкой стороне. А вот при взгляде от одного края комнаты до другого стандартный потолок внезапно начинает давить. Добавляют «давления» и балки, которые строители спрятали за изгибами фальшпотолка.
Что интересно – в помещениях не душно. Хотя, возможно, это из-за осенней погоды. Но, как признались сотрудники, летом бывает душно. Кондиционеры в помещении есть, но для такой площади настенный блок не подходит. А потолочные кондиционеры, которые установлены в каждом помещении, не всегда удачно расположены: иногда под ними попадается рабочий стол. Разделять же большие комнаты на небольшие кабинетики не позволяет, по всей видимости, политика «один отдел – одно помещение». Решение удобное, но не лишено своих минусов.
Музей
Как и в любой другой серьезной организации, в пензенском Управлении ПФР есть свой музей. О нем можно рассказывать часами: огромная подборка документов, удостоверений, монет, купюр. В коллекции даже есть три старых печатных машинки: одна более-менее современная, одна трофейная и еще одна неопознанного, но явно немалого возраста. А заведующая музеем может рассказать лекцию о каждом из своих экспонатов. Кроме того, коллекция постоянно пополняется. Так, самый свежий и необычный для современного человека экспонат: деревянный нож начала века. Оказалось, он был нужен для разрезания газеты, что бы ее можно было раскрыть и читать.
В музей Пенсионного Фонда, существующий уже три года, постоянно ходят экскурсии из различных учебных заведений. А гид не просто профессионал своего дела, но еще и очень харизматичная личность. Тут наша экскурсия по всему зданию остановилась особенно надолго. Но не будем рассказывать обо всей экспозиции – лучше туда попасть лично, чем триста раз прочитать.
Закупки
Когда экскурсия закончилась, настал момент поговорить о системе закупок. Оказалось, что кроме таких очевидных плюсов, как прозрачность и общедоступность есть и серьезные минусы. Первый и самый очевидный - перспективное планирование на 3 года: очередной финансовый год и плановый период на 2 года. Текущий финансовый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Это значит, что все возможные траты на, допустим, 2019 год, должны быть спрогнозированы задолго до его начала.
Вроде бы, такое четкое и строгое планирование – большой плюс. Организация точно знает, сколько и на что потратить. Но форс-мажоры такая система учитывает слабо. Так, например, системный администратор должен заранее предсказать выход из строя компьютера, чтобы оперативно его отремонтировать. Такая же ситуация получается и с запчастями для автомобилей.
Кстати, об автомобилях. Оказалось, что закупочные цены на топливо в итоговом варианте были ниже заявленных в закупке. Формирование заявки начинается за три месяца до ее размещения. То есть, при ее составлении нужно собрать предложения поставщиков, вывести среднеарифметическую стоимость единицы товара, предугадать, в какую сторону за эти три месяца метнется стоимость. И только тогда заявка может быть размещена.
И если с бензином политика «купим подешевле» срабатывает отлично: в подписанных договорах стоимость литра топлива оказалась чуть ниже розничной, то с другими товарами она не всегда полезна. Возьмем те же принтеры. Системный администратор был бы рад закупить одинаковые устройства для всего отделения и не иметь головной боли с расходными материалами. Но случается так, что модель уже снята с производства, а ее замена оказалась дороже другой модели. А системе госзакупок совсем не интересно мнение сисадмина по этому поводу. Важно, чтобы все было куплено подешевле. Да и склад запчастей набрать не получится, когда на каждую «железку» нужно писать тонну бумажек.
Кроме того, заложить большую сумму на непредвиденные расходы тоже нельзя. В конце года ревизор обязательно спросит «А почему у вас так много денег осталось? Непорядок!». И это уже будет поводом главному бухгалтеру и руководителю порадоваться, что сейчас не 37й год и у власти не Иосиф Виссарионович. А ведь в те годы могли за такое и в расход пустить – слишком уж серьезное нарушение.
Перед самым прощанием сотрудники Управления рассказали об объемах корреспонденции, которую им приходится рассылать. Оказалось, что минимальная стоимость отправки одного письма – 25 рублей. Но это, в основном, по городу. В область письмо может стоить и 50, и 150 и 151.5 рубль. Для того и нужны «дробные» марки. Сейчас объем корреспонденции несколько снизился – ПФР перестал рассылать так называемые «нулевые» письма, то есть, письма родственникам умершего гражданина с нулевым балансом. Сами сотрудники признаются, что это грамотно не столько с финансовой точки зрения, сколько с человеческой. Действительно, не стоит лишний раз напоминать родственникам усопшего об их потере.
Работа без преферанса
Подводя итоги экскурсии, хочется отметить, что здание городского Управления ПФР кажется шикарным только на фоне хрущевок из почерневшего силикатного кирпича. Если перенести его в центр города, к тому же ЦУМу или, например, Арбитражному суду, то оно там потеряется и будет выглядеть как обычное офисное здание, коих сотни.
С другой стороны, строить то, что в нашей стране принято называть «халупа» было бы большим неуважением как к собственным сотрудникам, так и к посетителям. Условия в самом здании не самые роскошные, но тут у нас и не дворец. Обычный офис чуть выше среднего. В меру уютный, но не лишенный своих минусов, с которыми многие сталкиваются на своих рабочих местах.
Многие минусы в распределении средств, как выяснилось, зависят уже не от желания самих сотрудников. Та же система закупок, удобная для контроля за расходованием средств, оказывается неудобной для самих организаций.
Выходит, в сложившихся условиях в Пензе деньги пенсионеров тщательно оберегаются и лишнего не тратится. Пусть даже и ценой некоторых неудобств для самого регионального Отделения ПФР.