В Пензе за неделю существенно подорожал бензин. Что будет дальше?
Из данных, предоставленных Росстатом, следует, что в нашем городе в очередной раз поднялась стоимость топлива. Первый пензенский портал представляет вниманию читателей аналитический материал на тему того, с чем связан рост цен и что ожидать дальше.
Если говорить о средних потребительских ценах на бензин марок АИ-92 и АИ-95 на территории всей страны, они не изменились и составили 38,1 руб. и 41,04 руб. за литр соответственно. А вот стоимость дизельного топлива за литр повысилась на 3 копейки и приравнялась к 40,84 руб.
Однако Росстат передает, что за минувшую неделю в 18 центрах регионов Российской Федерации цены на бензин все-таки поднялись, и поднялись существенно. Пензе удалось здесь отличиться. Больше всего топливо подорожало в Грозном (на 0,5%), в Новосибирске, Симферополе, Воронеже и в Пензе - цифра поднялась на 0,2-0,3%. Стоимость топлива понизилась в Брянске (на 1,1%) и Петрозаводска (на 0,1%). В Москве и Санкт-Петербурге стоимость бензина за прошлую неделю осталась неизменной.
Вот, что говорит один из пензенских водителей Александр Б. в отношении данной ситуации:
«За рулем я уже более семи лет. За все это время бензин дорожает регулярно. Пусть разово не очень сильно, но с течением времени цена все больше и больше бьет по карману. Совершенно непонятно, почему так происходит. В СМИ я слышал мнения некоторых экспертов. Они говорят, что в нашей стране бензин должен стоить дешевле воды. А происходит то, что происходит. Это очень печально».
Давайте теперь попробуем разобраться, а почему же действительно в РФ фиксируется такой рост на топливо.
Одной из причин такой динамики цен эксперты называют ремонт установки каталитического крекинга (переработка нефти в особых установках для получения бензина и прочих продуктов)на Московском нефтеперарабатывающем заводе «Газпромнефти». В отличие от профилактических работ на некоторых других крупных аналогичных предприятиях, которые по плану пришлись на прошлую осень, «Газпромнефть» выдала неожиданный поворот на рынке - отгрузка бензина уменьшилась примерно на 50 тысяч тонн продукта в неделю. Это и вызвало дефицит. В скором времени установка снова будет введенав практику, но удержать стоимость на топливо это уже не поможет.
ФАС заявил, что скачок цен связан с действиями спекулянтов и нервозностью трейдеров. Однако эксперты сообщают изданию novayagazeta.ru о том, что у ситуации имеются куда более важные структурные предпосылки. Увеличение стоимости горючки вызвано решением правительства о допиндексации акцизов в 2018 году. Полученные от этого процесса денежные средства власти планируют направить на финансирование инфраструктурных проектов в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке. Однако теперь автозаправочные станции вынуждены формировать запасы в преддверии волны роста цен, и внезапно появившиеся потребности госбюджета уже сейчас определяют ценообразование бензина не меньшей степени, чем шатающиеся нервы участников рынка.
Еще в ноябре 2017 года специалисты прогнозировали повышение ставок акцизов в два этапа - на 10,7% с 1 января и на 6% с 1 июля (на 12,7% и на 8% подскочат акцизы на дизельное топливо). Данная цифра значительно выше чем та, что закреплена в Налоговом кодексе, как пороговое значение, которое по сути запрещает индексировать акциз выше уровня инфляции. В результате того, что транспортные издержки в разной степени входят в стоимость любой потребительского товара и услуги, общие уровень цен в экономике пойдет по стопам бензина. Как следствие, дополнительные 40 млрд. рублей бензинового акциза вместе с водителями придется платить и остальным жителям страны.
Следующей причиной изменения цен на бензин не в лучшую сторону называется повышение привлекательности экспортной альтернативы при дорогостоящей нефти и относительно слабом рубле. Высокие цены на энергоносители в результате становятся следствием того, что крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям выгодно перенаправлять свою продукцию на экспорт, уменьшая поставки на российские заправки. При таком положении дел федеральные антимонопольщики могут только оказывать на нефтяные компании неформальное давление в виде рекомендации увеличить внутренние поставки. Очевидно, что существенного эффекта это не принесет. Если ФАС предпримет более жестокие ограничительные меры в отношении экспорта это может вызвать панику на рынке и более серьезные последствия.
Плюс к этому, подорожание горючего вышеназванное издание объясняет тем, что стоимость на 60-80% формируется под влиянием налоговых платежей: налога на добычу полезных ископаемых, акциза на топливо, а также НДС. В связи с этим, рыночные цены на топливо повышаются при любой конъюктуре рынка, догнав в прошлом году цены в США и приближаясь к европейским. Реакцией на регулярное возрастание налоговой нагрузки на данную отрасль в последние несколько лет стало распространение суррогатного бензина плохого качества. В итоге госказна не видит ежегодно десятки миллиардов рублей. Однако бороться с контрафактом власти желают фискальным давлением, что загоняет компании в тень еще сильнее и облагает россиян все новыми платежами.
Если брать в расчет индексацию акцизов и совпадения некоторых других отраслевых факторов, эксперты прогнозируют, что в этом году бензин АИ-95 может подорожать до 55 рублей за литр, стоимость АИ-92 - перевалит за 50-51 рублей. Это означает рост на 35-40% относительно средних цен, которые регистрировал Росстат в середине ноября 2017 года - в 10 раз быстрее прогнозируемых темпов инфляции.
Эксперты полагают, что апогей роста цен отложат до весны. В противном случае ситуация может повлиять на массовые волнения в обществе во время президентских выборов.
Однако Президент Российской Федерации Владимир Путин считает, что в сложившейся ситуации есть возможность снижения цен.
«Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность. В некоторых регионах это обоснованно, потому что доставка сложная, инфраструктура неразвитая. Но всегда за этим должна смотреть ФАС, я поговорю на этот счет с главой ведомства», — цитирует ria.ru Владимира Владимировича.
Глава страны добавил, что сегодняшняя стоимость бензина напрямую зависит от цен на нефть и уровня акцизов. По его словам, цена на первичный продукт сейчас довольно высока - под 70 долларов за барель. Но в первую очередь ситуация зависит именно от акцизов.
«Правительство повышает акцизы, доходы от которых должны идти и идут на ремонт и строительство дорог», — добавил он.
Фото: 1pnz