Демидова: количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны власти не снижается
Корреспондент Первого пензенского портала 20 сентября принял участие в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики УФАС региона в сфере законодательства о контрактной системе и закупках. Кроме итогов, сотрудники рассказали о нововведениях, которые будут интересны участникам госторгов.
Предупрежден, значит, вооружен
Руководитель УФАС по Пензенской области Елена Демидова рассказала о том, как в нашем регионе выполняются указы президента РФ в плане снижения количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти и органами местного самоуправления. К 2020 году число таких нарушений должно снизиться минимум в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Однако, констатировала Елена Демидова, практика последних 3 лет показывает, что количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и местного самоуправления, к сожалению, не снижается.
Впрочем, положительные подвижки в этом плане все-таки имеются.
Елена Демидова: «С введением института предупреждения в 2016 году снизилось количество возбужденных дел по признаку нарушения антимонопольного законодательства. То есть при направлении антимонопольным органом предупреждений они исполняются практически в полном объеме, и после этого отсутствуют основания для возбуждения дела».
Чтобы подтвердить свои слова, Елена Демидова предоставила статистику по последним годам. В 2015 году УФАС инициировал в отношении органов власти 26 дел. В 2016 году – 32 дела. В 2017 – 19. За первое полугодие 2018 года было возбуждено всего 9 дел по нарушению органами власти антимонопольного законодательства.
Таким образом, многие нарушения стали устраняться оперативно, без привлечения суда.
Реверанс в сторону «обиженных» подрядчиков
Заместитель руководителя УФАС Елена Прокаева рассказала о недавних изменениях в законе №223 ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц». Российские законотворцы решили пойти по пути унификации, и 223-й закон все больше начинает походить на закон №44 ФЗ в плане того, как именно должен быть описан предмет закупки.
Елена Прокаева рассказала о некоторых интересных нововведениях. К примеру, раньше заказчики в документации о закупке могли прописать даже фирменное наименование, товарный знак того предмета, который они хотят получить. Теперь законодательство изменилось: если законодатель хочет получить вещь с определенным товарным знаком, он все равно обязан добавлять в скобках - «или эквивалент».
Поправки расширили возможности по оспариванию результатов торгов. Раньше заказчики могли подписать договор с выигравшим поставщиком уже через 5 дней, или даже через 2 дня после окончания торгов. Если проигравший поставщик хотел обжаловать результаты закупки, он мог просто-напросто не успеть этого сделать.
В таких случаях Управлению ФАС оставалось лишь констатировать: да, заказчик нарушил закон. Однако сделать антимонопольный орган уже ничего не мог, ведь договор по закупке уже заключен. Можно было расторгнуть его через суд, но к моменту рассмотрения дела договор обычно уже оказывался исполнен.
Чтобы не допускать подобных случаев, в 223-й закон были внесены изменения: заказчик теперь обязан выждать до заключения договора 10 дней (со дня размещения итогового протокола в единой информационной системе), чтобы дать возможность обжаловать результаты торгов.
Прелести деления
Елена Прокаева также отметила те «проблемные места» 223-го закона, по которым законотворцам еще предстоит поработать.
Елена Прокаева: «На практике мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда заказчики, чтобы не проводить конкурентную закупку, разбивают одну закупку на несколько. Тем самым они хотят войти в тот лимит, который предусмотрен положением о закупках, чтобы осуществить закупку у единственного поставщика».
То есть некоторые заказчики стараются купить товар у одного конкретного хозяйствующего субъекта, избегая конкурентных аукционов. Используя законодательную лазейку, такие заказчики делят одну большую закупку на много маленьких. Елена Прокаева привела в пример случай, когда в один день было заключено 47 практически одинаковых контрактов на небольшие суммы. Такая уловка помогает заказчикам совершать неконкурентные сделки. И эта «дыра» в законодательстве все еще существует.
Необоснованные жалобы растут
Начальник отдела контроля закупок УФАС по Пензенской области Елена Казакова сообщила данные о количестве жалоб, поступающих в адрес антимонопольного ведомства. В 2017 году рассмотрено 376 жалоб. По состоянию на 1 сентября 2018 года – 205.
А вот по проценту обоснованных жалоб среди их общего количества данные оказались более интересным. За 2017 год – 95 обоснованных жалоб. За 8 месяцев 2018 года - 24. Иными словами, процент обоснованных жалоб снизился более чем в 2 раза.
Основная доля нарушений, жалобы по которым были признаны обоснованными, приходится не на Пензу, а на небольшие муниципалитеты региона (это сельсоветы и районные администрации). Елена Казакова предположила, что высокий уровень фиксируемых там нарушений связан с кадровым голодом в районах Пензенской области.
Кроме этого, докладчица рассказала об основных изменениях в 44-м законе ФЗ, которые вступили в силу с июля 2018 года. Главное, что поменялось, – все открытые процедуры контрактной системы вскоре перейдут в электронную форму. Пока что это право заказчиков. Но с 1 января 2019 года проведение процедур в электронной форме станет их обязанностью. В иной форме закупки проводить будет нельзя.
Фото 1pnz