«Дизель» банкротили специально?
Проанализировав финансовую документацию, временный управляющий «Дизеля» пришел к выводу, что в ситуации с клубом есть признаки преднамеренного банкротства. «Дизель» годы недополучал деньги, а те средства, что приходили из бюджета, тратились с нарушениями. Даже продав все, что есть, клуб сможет погасить лишь 2% своего 50-миллионного долга.
100 миллионов, которых не было
Ситуация, в которой оказался «Дизель», не сулит пензенскому хоккею ничего хорошего. 29 января первое собрание кредиторов «Дизеля» ввело в отношении клуба конкурсное производство. Если 17 февраля это решение утвердит арбитражный суд, то «Дизель» в том виде, в котором мы его знаем, прекратит существование: его имущество распродадут, а юридическое лицо ликвидируют. В таком исходе, похоже, не сомневается уже никто.
Тем неожиданнее, что за две недели до суда крупнейшие кредиторы «Дизеля» – авиаперевозчики «Скай-Групп» и «Северсталь» вдруг забили тревогу. Руководители компаний обратились с открытым письмом к президенту КХЛ Дмитрию Чернышенко. Ситуацию, которая сложилась в ВХЛ (где, собственно и играет «Дизель») они называют беспределом, а случай с пензенским клубом – опасным прецедентом. Судя по их доводам, «Дизель» вообще не должен был выступать в лиге. Каждый год руководство Пензенской области давало финансовые гарантии, что на счетах у клуба – не меньше 100 млн рублей, и вот оказалось, что немалая часть выделенных средств оставалась лишь на бумаге, утверждают они. Кредиторов особенно возмутили дальнейшие планы руководства Минспорта региона: вслед за банкротством «Дизеля» планируется создать новый клуб и опять заявиться в лигу. Гендиректор «Скай-Групп» Юлия Бычкова заявила в интервью ИА «Пенза-Пресс», что приложит все усилия для того, чтобы профессионального хоккея в Пензе не было до тех пор, пока не будут выплачены старые долги.
Насколько плохи дела «Дизеля»? Долгие годы «в минусе»
Почему же кредиторы так сильно раздражены, и чего они бояться? Ответ на эти вопросы содержится в объемном документе под названием «Анализ финансового состояния НП ХК «Дизель» (копия имеется в распоряжении редакции). Отчет был подготовлен временным управляющим «Дизеля» Абдурахманом Абдулаевым. Он дает исчерпывающее представление о том, насколько плохи дела «Дизеля». Оказывается, уже год назад, когда ни о каком банкротстве не было и речи, клуб находился в критическом состоянии.
С 2012 по 2014 годы «Дизель» «потерял» половину своего имущества: балансовая стоимость активов сократилась более чем на 4 миллиона, почти на 57%. За этот же период убытки клуба выросли в 10 раз (с минус 3,8 миллионов рублей до минус 39,7 миллионов). Клуб уже долгие годы не выходил «в плюс». Все тратилось на обслуживание долгов, которые увеличились за три года почти в четыре раза (на 31,8 млн рублей).
Доходы «Дизеля» сокращались еще стремительнее. Если на 31 декабря 2012 года общая выручка клуба составляла 15,3 млн рублей, то к концу следующего года – только полтора миллиона, а в 2014 года – всего лишь 448 тысяч рублей. В среднем за месяц «Дизель» зарабатывал 183 тысячи рублей. Ситуация дошла до того, что по состоянию на 31 декабря 2014 года, в кассе «Дизеля» лежала лишь 1 тысяча рублей.
«В целом состояние предприятия можно охарактеризовать как кризисное. Это обусловлено неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (доля заемного капитала составляет 1384,92% в составе совокупных пассивов, а для предприятий кризисного типа установлен критерий 80%)», – отмечается в докладе.
В долгах на 19,5 лет
Справиться со своими долгами «Дизель» не мог. Проанализировав параметры ликвидности и платежеспособности, временный управляющий пришел к выводу, что даже если клуб продаст все свое имущество, то погасит лишь 2% долга. На окончательную выплату долга за счет своей выручки «Дизелю» понадобится 233 месяца – 19 с половиной лет.
О том, кто виноват в «неэффективности финансово-хозяйственной деятельности должника», здесь нет ни слова. Ответ на этот вопрос содержится в другом документе – «Заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства НП ХК «Дизель» (его копия также имеется в распоряжении редакции).
На основе анализа различной документации – отчетов о предоставлении субсидий, материалов проверок, выписок из штатного расписания – временный управляющий пришел к однозначному выводу: в случае с «Дизелем» есть признаки преднамеренного банкротства.
Во-первых, клуб действительно недофинансировали (это, кстати, не отрицает и глава Минспорта Пензенской области Григорий Кабельский). В 2013 году «Дизель» получил из регионального бюджета 57,5 млн рублей, в 2014-м – 68,7 млн, в 2015-м – 75,4 млн.
«Соответственно размер предоставленной субсидии ниже размера обеспечения финансирования, определенного Регламентом ВХЛ (100 млн рублей – прим. ред.)», – говорится в «Заключении».
Во-вторых, даже те средства, что приходили из бюджета, использовались с колоссальными нарушениями. Это выявили две проверки, организованные Минфином Пензенской области в октябре 2013 г. и феврале 2014 г.. Общая сумма нарушений за 2012 – начало 2014 г. составила 61 млн рублей, из которых 2,8 миллиона – нецелевое расходование средств.
Когда облспорткомитет самоутранился
Облспорткомитет, который должен был контролировать, как «Дизель» расходует полученные из бюджета средства, в какой-то момент самоустранился. В феврале 2014 году, когда руководство клуба уже не могло не ощущать надвигающийся кризис, исполнительный директор «Дизеля» сам себе увеличил зарплату в два с половиной раза – вместо 46 тысяч рублей он стал получать 115 тысяч.
«Ежегодное превышение фактических расходов над сметными и факты нарушения целевого использования полученных средств позволяют сделать вывод о формальном подходе руководства клуба при составлении и исполнении сметы расходов на содержание команд и принятии обязательств, выходящих за рамки имеющегося бюджета, что в конечном итоге, привело к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния НП ПХК «Дизель», – констатируется в документе.
О том, откуда «Дизель» возьмет средства на погашение долга в 50 миллионов, ни в одном, ни в другом документе нет ни слова. Отвечать за «грехи» предшественников надлежит новой команде – уже не спорткомитета, а Минспорта. Но и там вряд ли кто-то может однозначно ответить на этот вопрос: гасить долги из бюджета запрещено законом, а у так называемого инвестора, который ведет переговоры с кредиторами клуба (по некоторым данным, в этом качестве выступает «ТНС-Энерго Пенза») таких средств нет.
Фото: tema-penza.ru. kommersant.ru