9 сентября 2025, 06:00
0 1194
0
0

Время жить активно: в Пензе резко выросли расходы на досуг, а траты на алкоголь пошли на спад

Время жить активно: в Пензе резко выросли расходы на досуг, а траты на алкоголь пошли на спад

Пензенцы пересматривают приоритеты. За прошлый год траты жителей на культурные и спортивные мероприятия выросли в разы, а расходы на алкоголь и табак – наоборот, сократились. Пензенская область – в числе лидеров по темпам роста интереса к досугу. Как мы выглядим на фоне других регионов?

В 2024 году жители Пензенской области буквально переформатировали свою модель потребления. Согласно исследованию FinExpertiza на основе данных Росстата, в третьем квартале расходы на отдых, спорт и культуру выросли в регионе сразу в 3,3 раза – с 1,47 тыс. до 4,88 тыс. рублей в месяц на семью из трёх человек. Рост довольно существенный.

Под «досугом» в исследовании понимаются посещения кино и театров, кружки и секции, аренда спортивного инвентаря, поездки внутри страны, экскурсии, музеи. То есть не праздное «убивание времени», а активное участие в жизни и развитии. Статистика отражает не просто рост трат, а смену жизненных установок.

Любопытно, что при общем росте доходов и инфляции пензенцы экономить стали именно на общепите – расходы на кафе и рестораны сократились с 1257 до 491 рубля в месяц. Возможно, еду вне дома жители стали воспринимать не как удовольствие, а как излишек.

И ещё одна важная деталь: одновременно с этим пензенцы стали меньше тратить на алкоголь и табак – минус 18% за год. Это подтверждают и данные Росалкогольтабакконтроля, которую мы разбирали ранее. А в большинстве других регионов «вредные привычки» не сокращаются, а наоборот, растут в расходах. Таким образом, Пензенская область – редкий пример региона, где культурный рост идёт в паре с оздоровлением образа жизни.

В соседних областях таких параллелей не наблюдается. В Тамбовской области траты на досуг действительно выросли в пять раз – до 7 тысяч рублей, но при этом расходы на алкоголь увеличились почти вдвое. Саратовцы, напротив, вложились в рестораны – рост в 4,5 раза, до 5,2 тысяч рублей – но культурные расходы увеличили умеренно, до 2,9 тысяч рублей.

А вот если взглянуть на всю страну, то абсолютными лидерами по расходам на досуг стали Чукотка (29,2 тыс. руб. в месяц на семью), Москва (28,6 тыс.) и Хабаровский край (18,6 тыс.). Рост на Чукотке и вовсе рекордный – в 12 раз за год. Это объясняется эффектом низкой базы, но всё же говорит об изменениях. Там досуг дорогой, насыщенный, и, возможно, компенсирует климатические ограничения.

А вот в ряде субъектов ситуация диаметрально противоположная. В Севастополе расходы на досуг упали почти в четыре раза – до 2,2 тыс. рублей. Меньше всего тратят в Ингушетии, Чечне и Дагестане – в пределах 700 рублей в месяц на семью. Причины – и экономические, и социокультурные.

В этом контексте Пензенская область – «золотая середина» с амбициями. Мы не догнали столицу по тратам, но по темпам роста – на равных. А главное – мы выходим на качественно новый уровень: пензенцы всё реже воспринимают досуг как «что-то необязательное» и всё чаще – как необходимую часть жизни.

Если тренд сохранится, Пензенская область сможет не только удержать позиции, но и стать примером устойчивого культурного развития. Без громких лозунгов, без шоу-эффекта, но с реальными переменами в потребительском поведении – и, возможно, в образе жизни целого региона.

Фото из архива редакции

комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.