Сражение за память: белочехам пора домой
Первый пензенский портал продолжает серию материалов о судьбе памятников истории и их значении в контексте событий, которые происходят сегодня на наших глазах.
В прошлую пятницу мы опубликовали материал о скрытых причинах, из-за которых в Пензе чуть не снесли стелу «Слава Героям», памятник воинам Великой Отечественной войны.
Сегодня мы публикуем текст о другом памятнике, который появился в нашем городе несколько лет назад. Это монумент, который вызывает много неоднозначных мыслей и чувств. Наша редакция схожа во мнении с теми, кто считает, что этому объекту не место в Пензе. Особенно остро этот вопрос встает сегодня. Речь идет о памятнике белочешским легионерам.
Мы публикуем сегодня интересный авторский текст Дениса Симонова, посвященный этому вопросу. Мы благодарим Дениса, что он разрешил редакции разместить материал, который подробно раскрывает суть этой темы. К этой статье и добавить нечего.
Памятник белочехам в Пензе - троянский конь европейских фальсификаторов истории.
23 октября 2015 года на привокзальной площади станции Пенза-III был официально открыт установленный там ранее (в марте этого же года) мемориал павшим чехословацким легионерам, более известным в России как «белочехи». Солдатам и офицерам Чехословацкого корпуса, которые в мае 1918 года устроили кровавый мятеж в Сурской столице, убив несколько сот жителей Пензы, захватив и разграбив город.
Церемония открытия мемориала, не смотря на то, что в октябре 2015 года в Пензу приехала солидная чешская делегация из 40-ка человек во главе с заместителем председателя Палаты парламента Чехии - Петром Газдиком, никак не освещалась ни в пензенских, ни в российских СМИ. И, по сути, была проведена тайно от местной общественности. Став довольно неприятным сюрпризом для тех пензяков, кто помнит историю родного края и знает хронологию событий белочехского мятежа.
Тем более, что память о жертвах 28-29 мая 1918 года увековечена в Пензе как в памятнике Борцам Революции на Советской площади, где расположена братская могила 80 погибших, так и в стеле, установленной на месте смерти Георгия Кутузова, убитого разрывной пулей чехословацкого легионера.
Надо отметить, что помимо нескольких публикаций в Интернете и парочки акций протеста от представителей местных коммунистов и других пензенских организаций левого толка, никакой общественной реакции на установку в 2015 году мемориала павшим чехословацким легионерам больше не последовало. Возможно из-за того, что в Пензе на тот момент были актуальны иные вопросы. Возможно, потому, что памятник бойцам Чехословацкого корпуса ещё нужно знать, где искать. Он довольно скромен на вид и мало бросается в глаза. Так что, неудивительно, что некоторые жители сурской столицы о наличии данного мемориала белочехам в Пензе даже и не догадывались.
До 3 апреля 2020 года. Когда в Чехии, в самый разгар эпидемии Covid-19, по распоряжению старосты городского округа Прага 6 Ондржея Коларжа, цинично заявившего «Он был без маски», снесли памятник советскому маршалу Ивану Коневу. После этого, откровенно провокационного поступка со стороны чешских муниципальных властей, немало пензяков вспомнило о том, что и в их городе имеется более чем неоднозначный монумент чехам. Который, в отместку европейским русофобам и фальсификаторам истории, тоже можно снести. В пензенских соцсетях этот вопрос даже активно обсуждался. Однако, большинство пришло к выводу о том, что уподобляться чехам и заниматься войной с памятниками не стоит.
Несомненно, это правильный вывод. Однако, к мемориалу павшим чехословацким легионерам на станции Пенза-III всё-таки нужно приглядеться повнимательнее. Потому что, не смотря на внешнюю безобидность данного монумента, не смотря на кажущуюся нейтральность общего посыла проекта «Легион 100» (в рамках которого и был установлен пензенский обелиск), при изучении подробной информации по памятнику белочехам (чего, увы, ранее никто не потрудился сделать), приходит понимание того, что сей мемориал – ни что иное, как троянский конь европейских фальсификаторов истории. Направленный на искажение реальных исторических событий, происходивших в начале прошлого века на пензенской земле.
Для того, что бы доказать это, но и не быть обвинёнными в политизированности выводов, давайте попытаемся отбросить субъективные суждения о деяниях бойцов Чехословацкого корпуса в России в целом и в Пензенской губернии в частности в 1918-1920 годах. И не будем вставать, ни на сторону тех, что считает чешских легионеров интервентами, убийцами и мародёрами. Ни на сторону тех, кто говорит о том, что белочехи – это лишь невольные жертвы обстоятельств, к тому же спровоцированные большевиками. Сосредоточимся исключительно на пензенском монументе, и будет опираться только на официальную информацию доступную в открытых источниках.
Мемориал павшим чехословацким легионерам в Пензе является частью проекта Legie 100 (Легион 100). Который был инициирован ČsOL - Чехословацким обществом легионеров (находилось под запретом в Чехословакии вплоть до 1991 года). И был поддержан Министерством обороны Чехии (член военного блока НАТО) в составе Генерального штаба армии Чешской Республики, Военного исторического института, Управления по кадрам, Военной разведки и Отдела стратегических коммуникаций.
Основная цель проекта Legie 100, посвящённого 100-летию образования Чехословацкого корпуса в России и во Франции – «изменение мнения общественности о героях, воевавших за самостоятельность Чехословакии», «укоренение в армии и обществе Чехии героизма легионеров чехословацкого корпуса» и «воспитание патриотизма и развитие традиций в духе наследия чехословацких легионеров».
Непосредственно в Чешской Республике в рамках проекта Legie 100 был запущен Legiovlak – передвижная реплика поезда, на котором некогда солдаты и офицеры Чехословацкого корпуса передвигались по Транссибирской магистрали. Прошли многочисленные выставки, просветительные лекции, встречи и иные акции в память о бойцах Чехословацкого легиона. А внук одного из них - режиссер Петр Николаев даже собирался снять художественный фильм о героизме легионеров.
Однако, самые заметные результаты данного проекта должны были быть у нас, в России. Так как, по планам ČsOL в российских городах (по пути следования белочехов) и опираясь на Соглашение между правительствами Российской Федерации и Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений от 15 апреля 1999 года, необходимо было установить и обновить 58 (пятьдесят восемь) памятников тем, кто пал (согласно заявлению комитета по делам военных ветеранов Министерства обороны ЧР) «за свободу чехословацкого народа».
Одним из 16-ти таких, всё-таки установленных памятников из предполагаемых 58-ми, стал мемориал павшим чехословацким легионерам на станции Пенза-III. Монумент представляет собой триумфальную арку в виде поперечного сечения железнодорожного вагона. На внешних сторонах которой, на русском и на чешском языках написано «Чехословацким легионерам, павшим на пути к своей родине Пенза 21.3-30.5.1918». А на внутренних сторонах, на чешском языке, указан список всех (67 человек) павших легионеров. Интересно, что данного мемориала нет ни в одном из реестров памятников Пензенской области. Так как располагается он не на муниципальной земле, а на частной территории, принадлежащей ОАО «РЖД».
Что не мешаем, впрочем, ему числится под номером RUS36369 в списке зарубежных военных захоронений на официальном сайте Министерства обороны Чехии. На котором дано описание монумента, указанное выше, данные по павшим легионерам и историческая справка о том, что: «В Пензе, в конце мая 1918 года находился очень сильный большевистский гарнизон, состоящий, в том числе из чешских красногвардейцев. Которые пытались убедить легионеров вступить в Красную Армию, дабы не допустить дальнейшего продвижения легионеров на восток. Поэтому, 28.5.1918 станция была занята, а после кровавых боёв на следующий день и весь город».
И вот тут мы видим первый пример фальсификации истории и подмены фактов по данному мемориалу со стороны ČsOL и оборонного ведомства Чехии – никаких военных захоронений, да и захоронений в принципе, на территории нынешней станции Пенза-III нет и никогда не было. Более того, нет никаких чётких данных и о захоронениях белочехов на погостах и кладбищах Пензы. На основании наличия которых, в рамках межгосударственного соглашения от 1999 года, коим активно апеллирует чешская сторона, и можно было поставить сей памятник. Однако, номер RUS36369 в чешском реестре захоронений обозначен и… монумент стоит.
Следующую подмену фактов, очень важную по смыслу, но на первый взгляд неочевидную и скрытую, можно обнаружить непосредственно среди надписей на пензенском мемориале. Если сравнить проект памятника, представленный на сайте Министерства обороны Чехии и готовую конструкцию на станции Пенза-III. На проекте памятника планируемая надпись гласила: «Чехословацким легионерам, которые отдали жизни на пути к свободной родине».
Однако, на установленном мемориале этот текст сделан уже иначе: «Чехословацким легионерам, павшим на пути к своей родине». Казалось бы – разница минимальная. Но, дьявол, как известно, кроется в деталях – и выражение «отдали жизни» никак не равно слову «пали». Потому, что «отдали жизни» - это умерли (не важно как), но за что-то (например, за свободу Чехословакии). А «пали» - это героически умерли, погибли от руки врага в сражении или в бою. Что, автоматически переводит всех павших в разряд героев. И кардинально меняет общий смысл написанного!
А теперь давайте узнаем, что за «герои» увековечены в пензенском мемориале. От чего и где они собственно «пали». А главное – почему слова «герои» и «пали» по отношению к чешским легионерам из пензенского списка можно и нужно писать исключительно в кавычках. Потому, что это - главная фальсификация и ложь так называемого «мемориала» белочехам на станции Пенза-III. Легко раскрываемая, если опять-таки обратиться к официальному сайту Министерства обороны Чехии и изучить учётные карточки «погибших» и «захороненных» в Пензе.
Итак, в списке пензенского «мемориала» «павшим» чехословацким легионерам 67 фамилий. Из них 27 человек (40,3% от общего числа) значатся пропавшими без вести. То есть, достоверных данных об их смерти просто нет. И они никак не могут быть «захоронены» в Пензе (даже, если бы какое-то захоронение на этом месте и действительно было). Самое интересное, что большая часть из этих пропавших без вести – 20 из 27 человек пропали даже не в Пензе. А в Ртищево и в Сердобске (ещё 4 человека), в период с 27 по 30 мая 1918 года. Из них 18 человек (большинство из 4 стрелкового полка) пропали без вести в один день - 28 мая в Ртищево. Что наводит на мысль о том, что они просто-напросто дезертировали и перешли на сторону Советов. Ещё 2 человека (2,98% от общего числа) по официальным данным попали в плен. Притом, опять-таки 28 числа и в Ртищево. С ними, «пропавшими», но живыми, общий процент тех, кто даже в теории не может быть причислен к «павшим» составляет уже 43,28%.
Остались 38 человек (или 56,72% от общего числа), что значатся умершими. Но, умерли они, самое интересное, очень по-разному и в очень разных местах. Например, в том же Ртищево 28 мая (где и так пропало два десятка легионеров) погибло ещё трое: 2 человека в бою и 1 человек перед боем - подпоручик Jaroslav Černy, самый старший по званию в списке. Назвать его «героем» и уж тем более «павшим» язык никак не поворачивается, так как подпоручик банально… застрелился. Притом, что это был за бой, перед которым он совершил суицид, сейчас сказать уже трудно – никаких упоминаний о столкновениях с белочехами в этом городе 28 мая 1918 года найти не удалось.
Однако, «мемориал» чехословацких легионерам на станции Пенза-III посвящён как бы пензенским событиям. А не событиям в Ртищево или в Сердобске. Поэтому интересно - сколько же тогда умерло чехословаков непосредственно в столице Сурского края? В городе, на который пришлась самая кровавая часть тех майских дней 1918 года? Данные по Пензе на сайте Министерства обороны Чехии гласят следующее:
- 3 человека погибли в бою (в том числе один от ранений) 28 мая.
- 11 человек погибли в бою (в том числе один от ранений) на следующий день – 29-го. И есть даже подробности одной из этих смертей: рядовой Antonin Vitek скончался… неудачно упав.
- 2 человека 29 мая пропали без вести (впрочем, они уже посчитаны ранее и входят в 27 пропавших).
- 1 человек попал под поезд (видимо «пал» от руки «вражеского» машиниста).
- 1 человек умер в госпитале. Правда, две эти последние смерти были ещё в марте (26.03 и 24.03 соответственно) – за два месяца до начала белочешского мятежа. И вряд ли каким-либо боком могут относиться к «героическому противостоянию» большевикам.
Итого – всего 14 убитых (20,9% от общего списка) чехословаков за два дня осады города (сравните с 300 погибшими пензяками)! Так что, неудивительно, что никаких известных захоронений легионеров в Пензе нет и, скорее всего, никогда не было – они просто взяли убитых с собой. О чём, кстати, говорят некоторые пензенские историки. И что косвенно подтверждает даже изучаемый нами сайт: Karel Ťuka - погиб в Пензе, похоронен в Самаре. Впрочем, ради исторической справедливости надо признать, что одно точное захоронение чехословацких легионеров в городе имеется. В братской могиле убитых белочехами на Советской площади! Где, среди многочисленных фамилий павших, значится Ф. Музик (скорее всего František Muzik). Чьё имя так же есть в списке «мемориала» на станции Пенза-III. И до чьей могилы, чешская делегация в октябре 2015 года, в день открытия памятника бойцам Чехословацкого корпуса, так и не удосужилась дойти.
Хорошо, с Пензой разобрались. Но, кто же тогда эти 20 оставшихся непензенских «павших» на монументе? Где и когда эти люди расстались с жизнью?
- 8 человек умерло в Сердобске в период с 10 апреля по 18 мая. Один скончался от отравления, двое от тифа (туберкулёза) и ещё двое якобы от «ран» и «в бою» 19 и 23 марта (хотя, думается, скорее всего, просто хорошо получили в драке). Один погиб от несчастного случая, второго пристрелил сослуживиц, третий решил сходить с гранатой… на рыбалку (вот это действительно «героическая» смерть)!
- 2 человека умерли в Ртищево в санитарном вагоне (тиф и раны) в начале апреля.
- 3 человека умерли в Кирсанове в марте. Один упал с поезда, второй в результате несчастного случая, третий от заражения крови.
- 2 человека умерли в Тамбове (снова тиф и раны).
- 1 упал с поезда на станции Грязи-Орловские в Липецком уезде.
- 1 застрелился в Рассказово.
- 1 играл с гранатой в Балашове и… доигрался.
- 1 человек (из 1-го стрелкового полка) просто пропал 31 марта (он тоже в списке 27 потерянных). Неизвестно где и неизвестно как.
- 1 человек, Josef Machon умер (и это, пожалуй, самое эпичное) в… январе 1918 года, в… Вятке (то есть в Кирове), почти в 900-ах километрах от Пензы, по дороге в армию. Не получив ни звания, ни приписки к подразделению.
И же получается – в пензенском списке из 67 «павших» белочехов только 16 человек, реально погибших в бою? И из них лишь 14 в самой Пензе? Чуть более одной пятой? Ведь остальные скончавшиеся, как мы видим – это дезертиры, самоубийцы, невнимательные «железнодорожники» и неудачные рыбаки. Которые, к тому же, к городу на Суре не имеют вообще никакого отношения. Ни географически, ни по датам. В таком случае - кому и зачем поставлен монумент на станции Пенза-III? Или это… всего лишь ошибка? Частный случай?
Но, увы, нет – подобный «мемориал» в Челябинске так же является памятником неизвестно кому, но только не «павшим». Из 262 южно-уральских легионеров пропавших без вести – 135, скончавшихся от различных болезней и несчастных случаев (утонул, упал с дерева, забили товарищи, самоубийство и тд.) – 63, и только 59 человек умерли от полученных ранений (притом, не обязательно в ходе боёв). В Миассе, где в «захоронении» значатся всего 30 «павших» - 7 умерло от тифа, 6 от отравления алкоголем, суицида, неосторожного обращения с оружием и… катания на лодке! Да, и в остальных российских «мемориалах» белочехам картина та же. Но, именно на примере этих так называемых«героев», откровенное подтасовывая данные, и собирается «развивать традиции»» и «воспитывать патриотизм» Чешское общество легионеров и Министерство обороны Чехии.
Впрочем, задача их предельно ясна - этим организациям нужно создать новую чешскую идеологию, придумать новых «героев» взамен настоящих героев прошлого. Например тех, кто в меньшинстве сражался против нацизма во Второй мировой войне (пока большинство чехов кричали «Хайль Гитлер» и старательно делали вооружение для Вермахта) или, как советский маршал Конев, освобождал Прагу в мае 1945 года. Героев, столь неугодных сейчас их нынешним партнёрам, а точнее сказать, хозяевам в НАТО. Ну, а если сверх того удастся «подкорректировать» в свою пользу ещё и исторические факты российской истории, то чешские (и не только) русофобы будут довольны вдвойне. Тем более, что печальная для нас практика последнего времени показывает - троянских коней от европейских фальсификаторов истории, мы, к сожалению, готовы принимать легко и не задумываясь.
И в завершении…
Пензенская региональная общественная организация «Приволжское географическое общество» в целях информировании жителей Пензы о реальных фактах, касающихся мемориала чехословацким легионерам на станции Пенза-III, в целях восстановления исторической справедливости, а так же в соответствии с пунктами 2.1.7-12 и 2.3.26-27 Устава Общества, в настоящий момент занимается разработкой информационного стенда, который планируется установить рядом с памятником белочехам. И на котором будут представлены как исторические факты о событиях 28-29 мая 1918 года, так и официальные данные по каждому из легионеров, указанных на пензенском монументе. И хотелось бы надеяться, что установка данного информационного стенда (не смотря на все возможные сложности) произойдёт в самое ближайшее время.