Как работают пензенские сенаторы
Первый Пензенский портал побывал в гостях в Совете Федерации и взял интервью у сенатора от Пензенской области Олега Мельниченко.
Пожалуй, нет ни одной государственной должности в нашей стране о которой говорили бы так много в средствах массовой информации, но при этом так мало бы знали россияне, как должность сенатора. Обычно люди обращаются к сенаторам в надежде на помощь тогда, когда все иные возможности решить значимый для них вопрос, успехом не увенчались, потому что знают, что возможности и полномочия представителей высшей законодательной власти страны не малы.
Однако, о том, как и из чего складываются сенаторские будни, помимо трансляций заседаний Совета Федерации по телеканалам и на официальных сайтах властных структур, нам мало что известно. Первый Пензенский портал решил восполнить этот пробел, и отправился в гости к пензенским сенаторам Олегу Мельниченко и Алексею Дмитриенко.
Скромная офисная обстановка и чай из чашек с гербом
Первым на пути по широким, но практически пустынным коридорам здания Совета Федерации стал рабочий кабинет
Председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олега Мельниченко. Какой-либо роскошной обстановки, или ее элементов в кабинете пензенского сенатора и его приемной нет — все строго офисно. Исключение составляют лишь фарфоровые чайные чашки, украшенные золотым гербом РФ — но, это, очевидно, требования протокола приема гостей представителем РФ в Конгрессе местных региональных властей Совета Европы, которым Олега Мельниченко своим Указом назначил Президент Владимир Путин.
Сенаторские будни
За чашкой чая Олег Владимирович охотно рассказывает, что его рабочий день начинается в 7-30 с просмотра почты и других документов, а продолжаться может до полуночи.
«К сфере компетенций комитета, который я возглавляю, относятся министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, министерство экономического развития, министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, в зависимости от ситуации и поставленных Президентом и Председателем Правительства задач, министры могут назначить совещание и на 19 часов, и позже», —поясняет сенатор.
С 9-ти часов утра у Олега Мельниченко, как правило, запланированы рабочие встречи с другими сенаторами, представителями органов федеральной власти и иных структур, взаимодействие с которыми осуществляется комитетом, который он возглавляет.
Секреты успеха Олега Мельниченко и благодарность истфаку
Понимая насколько напряженный ежедневный график работы в СФ, интересуюсь, что самое сложное в деятельности сенатора.
- В работе любого руководителя самое сложное — организация работы коллектива для максимального эффективного решения задач в максимально короткие сроки, — отвечает Олег Мельниченко.
- Любой ли, человек из кадрового резерва, который в последние несколько лет активно формируется посредством различных лидерских конкурсов, в том числе и президентских, может справиться с работой сенатора? Как вы считаете?
- Для того, чтобы работать в Совете Федерации, человек должен пройти определенную жизненную школу. По крайней мере, должен понимать, как устроено государство и как оно функционирует. Иметь опыт работы либо в муниципальных, либо в региональных, любо в федеральных государственных органах власти. Кроме того, чтобы эффективно решать задачи, которые стоят перед сенатором, человек должен иметь определенный уровень коммуникабельности. Определенный уровень наработанных контактов в федеральных структурах, чтобы, если потребуется оперативно решить вопросы, важные для региона, который он представляет.
- В вопросах понимания как устроено государство, и как оно функционирует, лично Вам что больше помогло, образование историка, или практический опыт работы в различных государственных структурах?
- Мне повезло. Когда я учился на истфаке в Пензенском государственном педагогическом университете имени В.Г. Белинского, там работала плеяда, так называемых, советских преподавателей, которые научили меня главному — системному мышлению и системному анализу общественных процессов. Я могу забыть какие-то даты, что-то еще, но причинно-следственные связи я могу установить железобетонно. Я очень благодарен своим преподавателям.
- А в чем помимо законотворческой деятельности и необходимых для ее осуществления рабочих встреч, еще заключается работа сенатора?
- У нас много различных форм работы. Помимо законотворческой деятельности, которая заключается в разработке законодательных актов и их проведения через Госдуму, либо посредством согласовательных процедур с Правительством РФ и профильными министерствами, в рамках парламентского контроля мы отслеживаем выполнение федеральных программ. Организуем парламентские слушания по каким-то ключевым вопросам, в том числе и по региональной повестке. Работа Совета Федерации многогранна.
Партийная работа и предстоящие выборы губернатора
- Помогает ли Вам в работе сенатора ваша активная партийная деятельность — участие в работе высших органов «Единой России» Генсовета и Президиума Генсовета?
- Безусловно. В Президиуме Генсовета я отвечаю за вопросы, связанные с развитием местного самоуправления. Местное самоуправление — это контакты с мэриями, с мэрами городов, с муниципальными органами власти. С крупными муниципальными организациями: Всероссийским советом местного самоуправления, Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления и другими институтами. Так что партийная работа пересекается с моей работой сенатора. Кроме этого, есть и партийная нагрузка, связанная с работой в рамках федеральной избирательной кампании.
- Значит, telegram-каналы писали правду о том, что руководство ЕР назначило Вас куратором выборов в Пензенской области?
- Есть решение Президиума Генерального совета партии, в соответствии с которым я назначен уполномоченным партии, так это правильно называется, на выборах губернатора Пензенской области и депутатов Государственной Думы.
- Означает ли это, что к избирательной кампании в нашей области будут привлечены столичные политтехнологи? Или эти вопросы уже не Ваша компетенция, а кандидатов?
- Данный вопрос пока не актуален — избирательная кампания пока не стартовала. После того, как она начнется, партия будет принимать решение, в том числе и о поддержке кандидата. И если возникнет необходимость подкреплять кандидата на пост губернатора от «Единой России», консультантами, политтехнологами — несомненно, такое решение партией будет принято, и люди будут привлечены.
- КПРФ уже официально заявила об активном участии в выборах губернатора Пензенской области. Как Вы оцениваете их шансы на успех с учетом того, что КПРФ укрепила свои позиции в гордуме в сентябре прошлого года?
- Для того, чтобы оценивать шансы того или иного кандидата, надо сначала узнать и понять, кто этот кандидат. А рассуждать о кандидате вообще — не имеет никакого смысла. Когда КПРФ озвучит имя своего кандидата — тогда можно будет говорить о его электоральном потенциале.
То, что они заявляют об участии в избирательной кампании — общепринятая практика выдвигать на выборах кандидатов от всех парламентских партий. Возникает нормальная конкурентная борьба. Где-то она идет жестко, если оппозиция выдвигает сильного кандидата. Многое зависит от кандидатов от нашей партии. Сильный кандидат от ЕР, как правило, в конкурентной борьбе выигрывает и достаточно часто с большим отрывом.
Если говорить о социологическом потенциале «Единой России», сегодня он достаточно высок. Социологические исследования показывают, что даже сейчас, в условиях пассивной политической фазы, без избирательных кампаний, ЕР уверенно имеет 42-45% поддержки среди населения, в среднем по России. Это хороший результат. Это рейтинг на низком старте. Это нормальный потенциал, которым можно прирастать в ходе выборной кампании.
Существующий рейтинг партии позволяет при грамотно проведенной избирательной кампании, при хорошо организованной коммуникации кандидатов с избирателями, одержать уверенную победу.
Я смотрю оптимистично на результаты избирательных кампаний, в том числе, в сентябре этого года.
Тотальный мониторинг
- Сейчас сложилась практика резонансные политические события, громкие отставки чиновников анонсировать в telegram-каналах, в том числе, в анонимных. Вы читаете какие-либо telegram-каналы?
- У меня нет времени в постоянном режиме отслеживать telegram-каналы или соцсети. Как у председателя комитета, у меня есть служба, которая занимается мониторингом СМИ, соцсетей, telegram-каналы и т.д. Я стараюсь организовать работу этой службы так, чтобы вся интересующая меня информация, в том числе общественно-политического и социально-экономического плана, ложилась мне на стол ежедневно.
Поверьте мне, я отслеживаю все, что идет в СМИ, telegram-каналы, соцсетях, в том числе пензенских, практически тотально. Я знаю, что где пишут, в том числе в блогах, комментариях, на форумах. Это помогает оценивать социально-политическую ситуацию в регионе, который я представляю в Совете Федерации. И в целом, это позволяет видеть общественно-политическую ситуацию в стране, потому что аналогичный мониторинг у меня идет и по другим регионам РФ.
Встречи с Путиным
- Приходится ли вам, как сенатору, встречаться с Президентом страны Владимиром Путиным?
- Как сенатор, я вхожу в состав двух Президентских Советов: президиум Совета по межнациональным отношениям и президиум Совета по местному самоуправлению. В рамках работы этих Советов мы встречаемся с Владимиром Владимировичем примерно 3-4 раза в год. Кроме этого, в Совете Федерации есть таки формы работы, как встреча Совета Палаты с Президентом, они проходят, как минимум, раз в год, а иногда и чаще.
- Скажите, при личном общении Президент такой же жесткий, как и в политике?
- Владимир Владимирович Путин — очень проницательный человек. И там, где надо, он может проявит и жесткость. Но в обычном общении он достаточно доступный человек. Всегда старается создать ситуацию разговора на равных.