19 сентября 2018, 06:00
0 1285
0
0

Частное обучение в Пензе: зло или благо?

Частное обучение в Пензе: зло или благо?

Сегодня 19 день работы первой частной школы в Пензе, как называет себя само учреждение. Первый пензенский портал с помощью экспертов разбирался, чем хороша эта инициатива и какие несет риски.

Это вообще школа?

Об открытии в Пензенской области частной школы «Максимум» стало известно летом 2018-го. 1 сентября заведение распахнуло свои двери первым ученикам в Пензе и Заречном. 

В Пензенской области два ООО «Максимум» - одно зарегистрировано в Засечном (видимо, то, что имеет отношение к «первой частной школе» в Пензе на ул. Калинина), второе - в Заречном. Доли в первом принадлежат Евгении Пензиной (IT-компания «Максофт»), Анне Байдаровой и Анастасии Ибрагимовой. Во втором - Евении Пензиной и Анне Байдаровой. Возглавляют «максимумы» Евгения Пензина и Дмитрий Поздняков соответственно.

На пресс-конференции школы «Максимум», где присутствовал наш корреспондент, Евгения Пензина рассказала, что их проект начинался как эксперимент. Был создан класс из 6 человек, и один учебный год эти дети учились не в школе, а в маленьком классе с репетиторами. По словам основательницы, у детей «экспериментального класса» серьезно повысилась мотивация к учебе, они стали увереннее. Было решено развивать тему.

«Тот эффект, который мы получили, нас впечатлил, - отметила Евгения Пензина и добавила, что не ставит перед собой цели заработать на данной школе. - Для нашей компании этот проект идеологический. Цель его – дать возможность дополнительного выбора родителям и детям альтернативного образования».

По данным официального сайта школы «Максимум», 5 занятий по основным предметам
5 дней в неделю обойдутся в 17 тыс. рублей. Если добавить два факультатива, то стоимость вырастет на 2,5 тыс. Питание, кружки и секции оплачиваются отдельно. Одиночное занятие с репетитором обойдется в 500 рублей без учета скидок. 

На той же пресс-конференции директор новой школы Дмитрий Поздняков, до этого 8 лет руководивший Губернским лицеем, признался, что преподавателей в «Максимум» (сейчас, по данным сайта, их 37 - 1pnz) отбирал через призму личного знакомства. Вероятно, таким образом хотел подчеркнуть высокий уровень профессионализма своей команды. 

Школа «Максимум» будет работать по принципу репетиторского центра. Это означает, что дети поступят в обычную школу на заочное обучение и будут там числиться, но посещать занятия они станут в классах «Максимума».  И только промежуточные и итоговые аттестации ребенок будет получать в стенах учебного заведения, к которому формально приписан.

То, что «Максимум» не имеет образовательной лицензии, вызывало много вопросов и опасений (в том числе и со стороны прокуратуры - 1pnz). Но Дмитрий Поздняков уверяет, что лицензия слишком сильно ограничивала бы свободу действий для преподавателей частной школы. А в формате репетиционного центра «Максимум» волен выбирать более интересные методики обучения; учителя смогут уделять больше внимания изучению иностранных языков и актуальных аспектов IT-дисциплин и т.д.

Поздняков обращает внимание на то, что такая свобода действий налагает большую ответственность. Ведь учителя «Максимума» не станут аттестовать учеников, они будут их только учить. Значит, «натянуть» оценку до троечки, как это порой бывает в обычных школах, у преподавателей не получится. При этом Поздняков уверяет, что дети смогут проходить аттестации по всем предметам безо всяких «натяжек», просто потому, что учить их будут весьма качественно.

Ранее в интервью Первому пензенскому порталу Олег Ягов, зампред областного правительства, курирующий образование выражал сомнение, является ли «Максимум» частной школой. 

Преимущества и опасения

На презентации школы «Максимум» Дмитрий Поздняков говорил о преимуществах перед обычными среднеобразовательными учреждениями.

  • По его мнению, это, прежде всего, малые классы.

Если в классе 30 человек, то даже самый высококвалифицированный педагог не сможет дать им никакого индивидуального обучения. И на поддержку дисциплины в большом коллективе уходит много времени. А в школе «Максимум» классы будут по 8-10 человек.

  • Второй значительный плюс, по словам Дмитрия Позднякова, это упор на IT. 

«В нашей школе с детьми будут работать реальные IT-специалисты. Они покажут, что в IT-сфере происходит именно сейчас», - пообещал Дмитрий Поздняков.  

  • Также директор школы пообещал сэкономить родителям учеников время и нервы, назвав это «школой свободных родителей».

«Пока дети в начальной школе, родители будут свободны от выполнения домашней работы (дети будут делать ее в школе). В средней - родители свободны от понуканий: «Ты должен учиться». В старшей - родители будут экономить на репетиторах. Мы сами репетиторы. В старшей школе мы будем готовить детей к ЕГЭ непосредственно в школе».

Но родителей, пришедших на презентацию «Максимума», куда больше беспокоило будущее их детей, а не перспективы «освобождения». Собравшиеся в зале спрашивали, будет ли в новой школе работать медсестра, и станет ли она постоянно сидеть на своем рабочем месте; интересовались, не увеличат ли организаторы численность классов, погнавшись за дополнительными прибылями; как будут аттестоваться ученики по тем предметам, каких нет в расписании «первой частной школы», например, по физкультуре и ОБЖ. Один из отцов требовал письменных гарантий, что учителя приложат все усилия для обучения детей.

Сомневающихся пытались успокоить. Последовали гарантии, что все оценки, которые должны быть в аттестате учеников, будут там стоять...

Дополнять - да, подменять - нет

Расширенный комментарий на тему частного образования Первому пензенскому порталу  дала Анна Очкина, кандидат философских наук, заведующая кафедрой ПГУ методологии наук, социальных теорий и технологий.

«Социальная сфера общественного производства, та сфера, которая не только удовлетворяет потребности людей в образовании, культуре, физическом совершенстве и т.д., но и формирует определенный человеческий потенциал для страны, - она очень легко разрушается рынком, если ты этот рынок не можешь держать в узде», - считает Анна Очкина.

  • По мнению завкафедрой ПГУ, если частные школы не будут развиваться, не будут давать по-настоящему качественное образование, то ученики попадут в сложную ситуацию, у них могут быть большие проблемы с ЕГЭ, поступлением в вузы..., а если будут - то возникает риск неравенства.

«Среднее школьное образование – это очень сильный институт социализации и механизм социальной мобильности, это также социальный институт, способный сгладить неравенство, как минимум - в жизненных шансах, - прокомментировала Анна Очкина. - Если частные школы будут функционировать как элитарные, доступные немногим, а государственные школы будут хиреть, у нас и здесь начнет возникать неравенство. И мы получим дифференциацию, которая будет, с моей точки зрения, развиваться в геометрической прогрессии. Это будет самое тяжелое неравенство: как говорил Макс Вебер – "неравенство в перспективах"».

  • Вторая возможная опасность широкого развития частных и элитных школ, по мнению кандидата философских наук, - эти школы начнут переманивать лучших педагогов, если  будут давать лучшую зарплату, лучшие условия труда.

Анна Очкина полагает, что государству вместо частных школ лучше заняться развитием массовой средней школы, в том числе ее флагманов, лучших представителей. Ведь средняя школа – это важнейший инструмент социализации. А частные школы, по мнению завкафедрой ПГУ, могут взять на себя дополнительную функцию – репетиционную, корректирующую и т.д. 

«В системе образования ведущим звеном социализации все-таки является школа, - высказала мнение собеседница Первого пензенского портала. - Речь идет о том, что она должна воспитать гражданина, это главная ее задача. Слово «средняя» - от слова «среда». Какой у нас будет средний ученик – такая будет и наша среда. Какой будет средний учитель – такое будет и образование».

Тем не менее Анна Очкина отметила, что частные школы, как экспериментальные, единичные, не подменяющие собой государственные, вполне могут приносить пользу. Особенно если такие заведения окажутся способными обеспечить малоразмерность классов и работу талантливого педагогического коллектива. Например, это может быть частная школа с углубленным изучением искусства. Или же тут возможно развитие школ-интернатов – для детей обеспеченных и очень занятых родителей. 

Что касается перспектив частной школы конкретно в Пензенской области, то собеседница предположила, что 1-2 таких заведения приживутся в нашем регионе.

«Некоторые родители захотят выбрать для своих детей атмосферу таких школ, даже рискуя что-то потерять в обучении. Но как инструмент подлинного, стратегического развития образования, частные школы - не выход», - заключила эксперт.

Фото 1pnz

комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте Фейсбук
Максимальная длина сообщения 600 символов.