Пензенские полицейские против саратовского блогера. Возвращение эпопеи (видео)
Пенза еще помнит резонансное дело блогера Ширманова. На днях история противостояния полицейских и граждан получила неожиданное продолжение.
Почему-то в нашем обществе государственную власть часто противопоставляют человеку. Как правило, кто-то в этой паре вынужденно становится жертвой, только и отбрехиваясь от нападений «хищника».
В истории с саратовским блогером Евгением Ширмановым роли менялись не раз. Сначала жертвой становились полицейские, уличенные правозащитником в нарушении закона. Он снял на видео постыдные для правоохранителей вещи. Постыдные из-за незнания закона который они, собственно, представляют.
Затем благодаря умелой, но грубоватой «многоходовочке» в роли объекта охоты выступил сам автор неприятных видеороликов. Рукой возмездия или, если угодно, мести, на этот раз выступили слуги закона, упекшие Евгения под арест.
Теперь они снова в роли агнцов. Хотят возместить моральный вред за неудобства, доставленные саратовским борцом за чистоту соблюдения закона.
Последний эпизод произошел спустя почти полгода после основного события. В 20-х числах января Евгению Ширманову вручили исковое заявление от 30 ноября 2015 года с требованием удалить из интернета видеозаписи с изображением некоего пензенского инспектора (назовем его Ф.) и возместить моральный вред. Должность господина Ф. носит длинное название, приводим без сокращений – старший инспектор дорожно-патрульной службы взвода № 2 отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по Пензе. Моральный вред Ф. оценил в 20 тысяч рублей. Полицейский ссылается на части 1 и 3 статьи 152.1 ГК РФ.
Статья 152.1 ГК РФ 1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату. 2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации. 3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Как развивались события
С 3 на 4 августа 2015 года блогер обнаруживает в Пензе около «Глобуса» нарушение правил парковки сотрудниками местного ГИБДД и записывает на эту тему видеоролик. На видео заметно, что автомобиль ДПС стоит на «островке безопасности» без соответствующих сигналов. Указан ряд других нарушений – полицейские не представлялись по собственной воле и отказывались предъявлять удостоверения. Позже выяснится, что у полицейских есть взаимные претензии к блогеру. Именно по этому эпизоду возникнет исковое заявление от 30 ноября о моральной компенсации.
Вот та самая запись:
15 августа 2015 года Евгений проводит встречу с пензенскими подписчиками на площади Ленина. По утверждению самого организатора и других участников встречи, общение происходит мирно: знакомство, общение. Однако, находятся провокаторы, которые поднимают плакаты с надписями с целью выдать встречу за митинг. По словам Евгения Ширманова, эти люди не имеют отношения к его сообществу. В это же время появляется мужчина, который заявляет, что Евгений ведет себя грубо и нарушает общественный порядок. Его поддерживают сотрудники ГИБДД, в большом количестве находившиеся неподалеку. Всех участников встречи задерживают и препровождают в первый отдел полиции. Отпускают всех, кроме Ширманова и двоих его единомышленников. Одного их них отпускают на следующий день, другого - спустя двое суток. С этого момента саратовец находится в заключении единственным из участников встречи.
17 августа 2015 года над Ширмановым состоялся суд в Ленинском районном суде Пензы. Итог - постановление о виновности по статье 20.1 ч.1 КОАП РФ. Наказание – 10 суток ареста. По информации от правозащитников, свидетелей со стороны Евгения опрашивают только на восьмые сутки, впрочем, оставляя наказание без изменения.
25 августа 2015 года над саратовцем проходит суд по новому основанию – воспрепятствование работе сотрудников ГИБДД (статья 19.3 ч.1 КОАП РФ). После инцидента 4 августа (со съемкой видеоролика) они составили соответствующий протокол и жалобу (в том числе и Ф.). Также заявление на Ширманова написала женщина, ради которой, собственно, и находились упомянутые сотрудники на «островке безопасности». Результат этого заседания - еще пять суток ареста.
В общей сложности блогер находился под арестом в Пензе 15 суток.
Претензий к работе сотрудников пензенских правоохранительных органов со стороны единомышленников Евгения было много. Их все старались фиксировать и направлять в соответствующие инстанции (за подробностями тщательно следили журналисты progorod58.ru). После незначительного на общем фоне отказа представиться, полицейские были замечены в применении насильственных методов над задержанными, изъятии без протокола и вытекающей отсюда пропаже личных вещей. Не последнее место в числе негостеприимных стражей порядка, по многочисленным свидетельствам, занимал господин Ф.
В свою очередь, «по ту сторону баррикад» вели кропотливую ответную работу. Она не закончена по сей день. Судебное заседание по новому делу состоится 1 февраля на родине блогера.
Юрист Михаил Лисин:
«В гражданском процессе каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Статья 152.1 ГК РФ исключает наличие согласия гражданина на съемку, в частности, когда съемка производится в государственных, общественных, публичных интересах, а также когда она производится в открытых для свободного посещения местах или на публичных мероприятиях, кроме случаев, когда гражданин является основным объектом съемки. Если ответчик докажет, что его съемка подпадает под перечисленные исключения, то есть, что он снимал должностное лицо в общественных, государственных, публичных интересах, либо в открытом месте, и что кроме данного должностного лица снимались другие объекты, то с определенной вероятностью суд примет его позицию во внимание и отразит это в своем решении».
Фото из открытых источников.