19 августа 2019, 06:00
0 1992
0
0

Выборы, выборы. Кандидаты – ... Голоса пензенцев продали за 30 тысяч долларов?

Выборы, выборы. Кандидаты – ... Голоса пензенцев продали за 30 тысяч долларов?

В пятницу в одном из пензенских telegram каналов появился шокирующий слив информации – распечатка со сметой на предвыборные расходы одного из политических движений. По всем статьям расчет сделан в долларах США.

Telegram канал «Пензенский чудесник» поделился распечатками согласованной сметы для местной комсомольской организации. Авторы канала утверждают, что информацию им слили прямиком из Москвы.

Подтвердить подлинность документа сложно – в нем нет печатей и подписей, отражены далеко не все статьи расходов, которые сопровождают любые выборы. Однако, приглядеться повнимательнее стоит.

Документ фривольно назван «План дискредитация Едросов на выборах ПГД АЦ (500+) ЕГД2019». На что были выделены предполагаемые средства по смете несистемной оппозиции?

Большой упор сделан на работу в социальных сетях, организацию агитбригад для запугивания кандидатов от ЕР и их агитаторов, выпуск газеты, организацию митингов и, пожалуй, самая забавная статья расходов – «организация групп для порчи объектов благоустройства, проведенного во дворах».

В сумме стоимость всех услуг, указанных в смете, составляет 28 тыс. 800 долларов США или 1 млн. 915 тыс. рублей по курсу ЦБ на 18 августа.

Сколько стоит армия ботов и комментарии про бордюры

Первые два пункта в смете посвящены работе с социальными сетями. По мнению наших экспертов, роль соцсетей в распространении информации в последнее время заметно выросла на фоне падения доверия к официальным СМИ. Этим в своих целях начали пользоваться разные силы, так как стотысячные группы в соцсетях – идеальные площадки для распространения слухов среди массовой аудитории. В то же время, админы групп за информацию, размещенную в социальных медиа, не несут практически никакой ответственности. Так, на размещение в соцсетях статей «порочащих ЕР, ее кандидатов, а также руководство страны» заложено 3 тыс. 650 долларов или почти 243 тыс. рублей.

На покупку анонимных аккаунтов планировалось потратить всего 50 долларов или чуть более 3 тыс. 300 рублей. Среди тем для отработки названы, в частности, пенсионная реформа, рост цен на проезд и установка бордюров.

- Можно предположить, что речь идет о покупке ботов или «серых» аккаунтов. Сумма незначительная, можно предположить, что это дополнительный, а не основной ресурс. Трех тысяч хватит на 30-40 ботов, может чуть больше или чуть меньше, смотря какие аккаунты, - говорит наш эксперт, работающий в сфере предвыборных технологий.

В то же время на создание групп и размещение негативных комментариев под позитивными новостями в другой статье сметы запросили целых 4 тыс. долларов.

- Это как раз основная статья. Схема выглядит так: несколько человек  сидят и круглосуточно пишут комментарии с разных аккаунтов. Рыночная цена за 200 «комментов» хорошего качества составляет порядка 60 тысяч рублей. Плюс – оплата админам групп.  Возможно, речь может идти также о создании и раскрутке новых групп. Я обращал внимание на появление новых сообществ с явно негативной информацией о действующей власти в сети,- говорит наш эксперт.

В то же время, наш эксперт не исключает, что деньги могли уйти на оплату работы реальных блогеров.

- Есть очень агрессивные ребята. Уверен, это их основная работа, потому что времени на это они тратят много – постоянно отвечают, мониторят посты. Молодежь, которая в офис ходить не любит, получает неплохие деньги просто за троллинг чиновников, депутатов, первых лиц. Такой своеобразный и вполне современный фриланс. Профессии в руках нет, а комментить в интернете – единственный развитый навык. Почему бы на этом не заработать? – поясняет наш эксперт.

Газета, которую сложно оценить

Но отвлечемся от соцсетей. Несмотря на силу их влияния и бурный рост, больше всего денег было вложено в привычный метод пропаганды и агитации – печатную газету «Любимый город». Согласно слитой смете, эта статья расходов обошлась спонсорам в 12 тыс. долларов (почти 800 тыс. рублей – прим. ред.)!

Канал «Пензенский чудесник» замечает, что большой тираж можно нарисовать в любой типографии, а сумма кажется слишком завышенной. Нам сложно оценить, на чьей стороне здесь правда.

Мы знаем, что на сегодняшний день вышло 7 выпусков газеты (по крайней мере именно столько выложено электронных версий издания в группе газеты «ВКонтакте», - прим.ред.). Последний июльский номер насчитывает четыре полосы формата А3, тираж в выходных данных не указан (кстати, а почему?).

Со слов наших источников в среде агитаторов нам известно, что газета доходит в те районы города, где активно продвигают кандидатов КПРФ. Например, в Ахунах и ГПЗ жители получают ее регулярно. Газета не фейк, но ничто не дает нам точного представления, сколько экземпляров  печатают на самом деле.

Политтехнолог, много лет работающий на выборах различного уровня, считает, что полиграфия – самая коррупционная статья расходов в любой предвыборной кампании.

- К примеру, я расходы на бумагу заложу – на глянцевую, плотностью 80 грамм, печать цветная 4+4, а печатать буду на обычной газетной бумаге, черно-белые полосы. Поставлю тираж, например, 8 тысяч, а напечатаю 999 газет. Есть разница? Или, к примеру, буклет с тремя фальцами заложу, а сделаю вообще А5. На полиграфии можно больше всего денег с кампании увести себе на карман. Одни цифры отправляются в центральный штаб, на другие договариваются со своими дружественными типографиями. Маржу – себе. Вот и всё. А пачки с газетами потаскают по подъездам бабульки-агитаторы. В дополнительную нагрузку, бесплатно - рассказывает наш источник.

Агитбригады, порча, зачистка и запугивание

Остальные статьи расходов так или иначе связаны с различными точечными или массовыми акциями и прочей уличной активностью.

Например, традиционный митинг а-ля «у нас украли наши голоса» на следующий день после выборов, который должен собрать всех несогласных с результатами, оценили аж в 3 тыс. 600 долларов. Мобильные группы для зачистки улиц от агитации и агитаторов ЕР стоят 1 тыс. 200 долларов.

Срыв встреч кандидатов от ЕР с избирателями с дальнейшим созданием кинофильма об этом оценили в 1 тыс. 700 долларов. А порчу объектов благоустройства всего в 250 долларов. Из них 150 – на расходные материалы. Что под этим имеется в виду – великая загадка.

Оговоримся еще раз, что судить о подлинности документа не станем. Факт в том, что каждая партия и политобъединения, которые участвуют в этих выборах, получили бюджет. Это нормально. Выборы без денег – иллюзия для избирателя. Мы бы оценили бюджет на кампанию по продвижению левых кандидатов в два раза больше. В смете, которую опубликовали в «Пензенском чудеснике», не указаны статьи расходов непосредственно на раскрутку собственных кандидатов. А это весьма и весьма затратно.

Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.