4 сентября 2017, 06:00
0 2447
0
0

Удальцов возвращается в политику через Пензу: визит оппозиционера поставил перед коммунистами щекотливые вопросы

Удальцов возвращается в политику через Пензу: визит оппозиционера поставил перед коммунистами щекотливые вопросы

Координатор «Левого Фронта» Сергей Удальцов посетил Пензу, где анонсировал возвращение несистемных левых на улицу и их интервенцию в Интернет, рассуждал о Навальном и Зюганове, предпочитая не называть их имен, и не исключал ничего в будущем. О том, почему политический камбэк одного из лидеров протеста 2011-2012 годов произошел именно в нашем городе, – в репортаже «Первого пензенского портала».

С оглядкой на Ильича

Визит Сергея Удальцова в Пензу, где он бывал не единожды (по его словам, начиная еще с 90-х), в этот раз коммунисты представили как событие экстраординарное. Город на Суре стал первым местом, не считая Москвы, куда координатор «Левого Фронта» приехал после своего освобождения из тюрьмы, где он отбывал срок за организацию массовых беспорядков на Болотной площади в мае 2012 года (сам он своей вины не признал). Широкую известность Удальцов получил как раз тогда – на волне протестов, сопровождавших президентские выборы. Потом был памятный фильм НТВ, домашний арест, приговор суда и четыре с половиной года тамбовской колонии.

Основная интрига, связанная с Сергеем Удальцовым сегодня, заключается в том, как он впишется в окружающую политическую действительность, которая с 2012 года сильно изменилась. Изменился ли сам Удальцов? Чисто внешне – нет: черная рубашка-поло, бритая голова, подтянутый вид.

«В тюрьме разговорчивость не приветствуется. Там у каждого своя беда, своя боль, и излишнее любопытство не в ходу. Люди в основном молчат. Поэтому я накопил энергии, могу говорить долго», – сказал Удальцов на пресс-конференции.

Действительно, как и раньше, он говорил много и охотно: про планы насчет «Левого Фронта», про КПРФ, про либералов. Про тюрьму обмолвился лишь вскользь, назвав плюсом своего заключения то, что было много времени на чтение. Пускаясь в критику капитализма, периодически поглядывал на портрет Ленина, висевший на стене, будто сверялся с ним: все ли правильно и не сболтнул ли чего лишнего. Осталось ощущение, что Удальцов осторожничает, по крайней мере, на словах. С одной стороны, он вроде бы категоричен, но с другой, как сам он сказал, не собирается ни с кем жечь мосты. Для «левых» такая сдержанность, скорее, исключение. 


Праймериз для коммунистов

Кроме общения с прессой и участия в митинге, который был организован коммунистами по случаю его приезда, Сергей Удальцов встретился с местным активом «Левого Фронта». Это объединение он в общероссийском масштабе планирует реанимировать. После 2012 года многие ячейки «Левого Фронта» перестали существовать. Пенза, судя по словам Удальцова, оказалась приятным исключением. Поэтому и визит сюда в некотором роде символичен.

О планах в отношении «Левого Фронта» Удальцов говорил без конкретики, обещая представить программу действий и новый их формат к 100-летию Октябрьской революции. Из того, что было сказано, можно заключить, что «левые» собираются активно работать в Интернете, а также вернуться на улицы, тем самым нарушив монополию сторонников Алексея Навального на протест, и вернуть под свое крыло тех, кто примкнул к Навальному, лишь за отсутствием альтернативы среди оппозиционеров.

«Стоит задача максимальной активизации «Левого Фронта» как коалиции, объединения, центра сборки непарламентских левых организаций, несистемных левых […] Это будет яркий, современный центр, который работает и в Интернете, и на улицах, взаимодействует с парламентскими структурами, в первую очередь, с компартией», – отметил Удальцов.

КПРФ он назвал ближайшим союзником, но весьма прозрачно намекнул, что партии требуется обновление. 

«Стратегически мы видим взаимодействие «Левого Фронта» и КПРФ очень перспективным. Я думаю, в КПРФ будут идти процессы изменения и кадрового омоложения, это неизбежно при всем уважении к старшим товарищам […] Я их люблю и ценю, у нас прекрасные отношения, и когда я сидел в колонии, они помогали. Хотя, наверное, больше могли сделать, безусловно. Но от этих людей, как и от нашего президента Путина, есть немного усталость в обществе», – сказал Сергей Удальцов.

Имени лидера коммунистов Геннадия Зюганова он не произнес, но и без этого было понятно, что речь идет о нем. По мнению оппозиционера, КПРФ необходимы праймериз, по итогам которых, в идеале, будет выдвинут единый кандидат от «левых» на президентские выборы 2018 года. «Пошел бы сейчас свежий, новый кандидат от компартии – это был бы сильнейший ход, пусть даже и на перспективу», – добавил он.

На вопрос: а что, если Зюганов не согласится на обновление, Сергей Удальцов ответил уклончиво: «Тогда мы будем отдельно думать и решать, я не буду сейчас забегать вперед».

Интересно, что пресс-конференция проходила в пензенском обкоме КПРФ, но первый секретарь обкома, «локомотив» партии на выборах в региональный Заксобр Георгий Камнев на мероприятии не присутствовал, хотя, по словам гостя, он с ним встретился ранее. Не появился господин Камнев и на митинге в сквере у ДК им. Дзержинского, делегировав туда секретаря горкома Юлиану Котову. Конечно, можно сослаться на занятость господина Камнева в преддверии выборов или нежелание подхватить антирейтинг: все-таки Удальцов – несистемный политик, и не исключено, что его судимость, тем более в контексте событий на Болотной площади, вызовет у некоторых избирателей отрицательные коннотации.

Возможно и другое объяснение: Георгий Камнев – член президиума ЦК КПРФ, и публично солидаризироваться с позицией Удальцова, он не вправе, все-таки есть партийная этика. В то же время, Камнев – самый молодой персек регионального отделения партии, и идея праймериз как механизма ротации кадров, которую выдвигает Удальцов, объективно играет ему руку. Какую же сторону он в итоге займет?


«Я Навальному не психоаналитик»

Во время протестов 2011-2012 годов в адрес Сергея Удальцова нередко звучали упреки в том, что он сотрудничает с либералами. Поэтому в Пензе оппозиционер практически сразу же расставил точки над i: по его словам, Михаил Ходорковский ничем не лучше Игоря Сечина; большинство лидеров либеральной оппозиции – люди циничные, очень амбициозные, им плевать на народ. Кроме того, нет никакой уверенности в том, что главные борцы с коррупцией сегодня (очевидно, реверанс в сторону Навального и все того же Ходорковского), придя к власти, не начнут декоммунизацию, отметил Удальцов.

На прямой вопрос, как он может охарактеризовать Навального, гость ответил, что у них был точки соприкосновения в 2011-2012 годах, но это был тактический союз.

«Я Навальному не психоаналитик, поэтому не буду какие-то его проблемы личностные затрагивать. Не очень осведомлен. Как он себя проявил в тот период, когда начались преследования и посадки, мне лично не понравилось. Какой-то солидарности и поддержки я не наблюдал, хотя не могу сказать, что сильно этого ждал. Какого-то большого доверия у меня к нему нет. По идейным позициям мы очень разные», – заметил Удальцов.

Казалось бы, категоричнее некуда, но лидер «Левого Фронта» даже сегодня принципиально не исключает любых тактических объединений «левых» и либералов. 

«Я не хочу ни с кем сжигать мосты. Будет почва для взаимодействия – у меня личной неприязни нет. Поживем – увидим. Мы должны свою линию проводить, сами укрепляться, активизироваться, а дальше будем смотреть, можно ли с кем-то взаимодействовать или нет», – отметил Сергей Удальцов.

Но будет ли лидер «Левого Фронта» «врозь идти и вместе бить» вопреки линии КПРФ, которая к тому же Навальному относится резко отрицательно без всяких допущений? И как в таком случае поведут себя активисты на местах? Ведь митинги, которые проходили в марте, мае и июне, доказали, что повестка, предлагаемая Навальным может оттянуть часть «левых» от КПРФ.

Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.