11 декабря 2018, 06:00
0 2255
0
0

Новая организация вывоза мусора по-пензенски: ничего не готово?

Новая организация вывоза мусора по-пензенски: ничего не готово?

Вчера состоялось заседание общественного совета при Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области. Членам Совета пришлось называть предположительные цифры исходя из опыта других регионов, но даже они еще не окончательны. Сначала расчеты нужно будет проверить на экономическую обоснованность. А губернатор поставил задачу огласить тариф 15 декабря. Через 4 дня... Но... ничего не готово? Или готово лишь приблизительно.

Заседание совета началось с озвучивания сути грядущей реформы. Пензенскую область поделят на четыре зоны: Южную, Северную, Западную и Восточную.  За каждую зону будет отвечать свой региональный оператор. Точнее, он будет отвечать за все, что происходит с твердыми коммунальными отходами  начиная от мусорного контейнера и до момента переработки и захоронения. Твердые коммунальные отходы, они же ТКО – это почти те же самые ТБО, только список пополнился еще некоторыми пунктами, а услуга по их вывозу переведена в категорию коммунальных. А коммунальные услуги к оплате обязательны.

Таким образом, получается вполне разумная реформа: одна компания в целом регионе все организует именно так, как ей удобнее, централизовано вывозит весь мусор и так же централизовано его утилизирует. Что еще можно переработать отправляется в переработку (макулатура, пластик, металлолом и так далее), а все остальное захоранивается на полигонах в соответствии с законом.

Так убивается сразу несколько зайцев: во-первых, экологическая обстановка в регионе должна будет заметно улучшиться: исчезнут стихийные свалки, которые появляются не столько от обилия мусора, сколько от отсутствия рядом полигонов; часть природных ресурсов за счет вторичной переработки можно будет сэкономить, снизится загрязнение земель, воды и воздуха. В общем, красота, благолепие и вообще утопия для «зеленых».

Естественно, за все это придется платить. А чтобы не было разброда и шатания в рядах производителей бытовых, то есть коммунальных отходов, эта услуга сделана обязательной. Ее убирают из графы «ремонт и содержание» и переводят в разряд коммунальных. Тоже, в общем-то, верно. Все мы мусор производим и всем нам за его утилизацию платить.

Но тут-то красивый бумажный кораблик грядущей реформы начал активно разбиваться о камни. А все потому, что реальная жизнь куда беспощаднее красивых фантазий на бумаге.

Камень первый: по площадям или по головам?

Кто производит мусор: люди, или квадратные метры? В домах и квартирах мусор, конечно же, производят люди. Региональные операторы, кстати, сказали, что в частных секторах и деревнях тариф на вывоз мусора будет начисляться «по головам», то есть по количеству проживающих в доме. Оно и верно – немалая часть домов по площади больше квартир, а живет там одна семья, а то и вообще одна бабушка.

С другой стороны в деревню ехать значительно дальше. Кроме того, некоторые сельсоветы сейчас грешат образованием стихийных свалок. Проедет раз в неделю трактор с тележкой, соберет все, что в хозяйстве не пригодилось да и вывалит в ближайшем овраге. И правда – чего зазря горючку жечь? За ней потом еще до заправки ехать, да и денег она тоже стоит. А природа этот удар выдержит – терпела же до этого. А сейчас все эти стихийные свалки нужно вывезти, рассортировать и утилизировать. А это тоже деньги. И немалые. А потому для деревень тариф будет примерно таким же, как и для городов.

По Южной зоне, например, этот тариф составит от 106 до 119 рублей с человека в месяц, а юридические лица будут платить по 4.5 тысячи рублей за тонну.

Камень второй: точность данных

Чтобы посчитать расходы на вывоз ТКО, нужно хотя бы примерно понимать, сколько его будет произведено. С юридическими лицами все понятно – они все наперечет и по каждому примерные данные ест. А вот для мусора физических лиц нужно знать две другие цифры: численность населения и сколько в среднем каждый из «подопечных» будет производить мусора. Тогда можно будет вычислить общую массу отходов; продумать логистику и посчитать, сколько под это все дело понадобится грузовиков, какой мощности должен быть сортировочный центр, какого размера полигон и так далее.

В теории все очень просто. Даже школьник справится. Но появись тут хоть одна неизвестная, и уравнение превратится в бесконечное тыканье пальцем в небо. Что и произошло.

Оказалось, что ни у одного регионального оператора нет актуальных данных по численности населения. Более-менее вменяемые цифры есть у ФМС, но и там не все так просто. Миграционщики законодательно никак не обязаны предоставлять эти данные региональным операторам. Кроме того, по признанию представителей региональных операторов, в базе ФМС нет «разбивки» населения области по районам – только список в алфавитном порядке и напротив каждой фамилии стоит район проживания.

А дать одному оператору весь список с «лишними», не относящимися к его зоне фамилиями нельзя – закон о защите персональных данных не дремлет. Получается, всем четырем операторам нужно объединиться и обратиться в областной ФМС с запросом на получение доступа к базе данных, а потом рассортировать ее по районам области и только после этого станут понятны численность и состав населения. А обработка этих данных займет еще какое-то время.

Альтернативный план вообще восхищает своей наивностью. Операторы надеются, что местные жители после первых же полученных квитанций сообщат, кто из соседей дома не живет, а операторы, на основании этих данных, скорректируют свои расчеты. В стране, где на истошные вопли и грохот в соседней квартире не всегда полицию вызывают, такой план точно сработает. А как же иначе?

Камень третий: самый мусорящий регион

Кое-какие цифры у представителей региональных операторов были. Так, была озвучено количество мусора, производимого одним человеком в год: чуть более 280 килограмм в год или около 800-1000 грамм в день. Однако, членам совета такие данные показались завышенными. В ответ на просьбу предоставить источник этой цифры представителям операторов оставалось лишь разводить руками – данные предоставил департамент ЖКХ, а откуда он взял эти цифры – не известно.

Камень четвертый: полигоны Шредингера

Сейчас только в Южной зоне Пензенской области три полигона ТБО. Но они одновременно существуют и отсутствуют. Прямо как кот Шредингера одновременно жив и мертв в коробке с радиоактивным веществом и ампулой синильной кислоты. Правда, если решить проблему полигонов коллапс волновой функции не произойдет.

Проблема в том, что мусорные полигоны сейчас не соответствуют номам. Раньше это были просто площадки, на которые мусор свозился без какой-либо вменяемой сортировки. Отсюда и образование самых разнообразных газов, дающих специфический запах и не добавляющих жизнерадостности жителям окрестных населенных пунктов. Радиоактивных отходов на правильных полигонах не бывает – все машины проезжают через дозиметр. Некоторые полигоны мусор-таки сортируют, откладывая все, что можно переработать, в одну сторону, а «хвосты» закапывают. Но всего в переработку в России уходит только несколько процентов от общего количества отходов.

Камень пятый: время – воздух

С одной стороны, реформа предполагает введение по всей стране единой системы утилизации отходов. Но и тут есть серьезный минус. В Пензенской области все так же нет единого подхода к утилизации мусора на полигонах, но почти все полигоны не соответствуют установленным законом нормам. Значит, их к этим нормам придется приводить. А это время и деньги. Кроме того, даже если будет создана система сортировки и переработки мусора, ей придется работать с серьезной перегрузкой – накопившиеся отходы тоже следует переработать.

Но через некоторое время весь «старый» мусор будет утилизирован и казавшиеся еще вчера недостаточными мощности сразу же станут избыточными. И выбор невелик: либо строить огромные мощности по переработке и потом их закрывать через какое-то время, или смириться с тем, что переработка уже накопившегося мусора займет довольно долгое время. Получается, реформа не даст мгновенного эффекта. А это уже повлечет за собой совершенно другого рода проблему: люди попросту разочаруются в нововведениях. Мол, деньги платим, а результата не видим – как были горы мусора на полигонах, так и остались.

Почему так долго?!

После всего услышанного на заседании общественного совета, возникает другой вопрос: на подготовку всех данных у соответствующих ведомств и организаций был год. Кроме того, все отлично видели, что происходило в Московской области и все отлично знают, что после этого полетели головы. Новый закон вступит в силу, как только Путин закончит произносить свою новогоднюю речь. И если его не исполнят, то первый рабочий день нового года начнется с визита прокуратуры, а как Новый Год встретишь, так его и проведешь.

Почему же нужно было оттягивать все до декабря? Этот вопрос, к сожалению, остается открытым. Единственное доступное объяснение – решение оттягивалось, чтобы ничего уже нельзя было изменить – тариф должен быть оглашен не позднее 15 декабря. То есть, если до субботы Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области не назовет точную цифру, год у них начнется не то, чтобы очень. Вот так и уничтожаются отличные идеи.

Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.