4 декабря 2018, 12:00
0 1874
0
0

77 лет контрнаступлению под Москвой: рассекречены документы по делу 28 панфиловцев

77 лет контрнаступлению под Москвой: рассекречены документы по делу 28 панфиловцев

Завтра будет 77я годовщина советского контрнаступления под Москвой. Эта битва станет первым стратегическим поражением Вермахта с самого начала Второй Мировой Войны и переломным моментом в экспансии Третьего Рейха. Недавно ФСБ рассекретил очередную "партию" военных документов тех лет и в них обнаружилась настоящая сенсация.

Стягивание сил под Москву

Сталин отлично понимал, что столицу, которая также является и важным транспортным и промышленным узлом, терять нельзя. Последствия для промышленности, логистики и морального духа были бы катастрофическими. Чтобы воодушевить людей, Иосиф Виссарионович не перенес Ставку в Куйбышев, оставшись вместе со всем командованием в Москве. Его примеру последовали и все наркомы. Один только этот шаг дал понять, что Коба поставил на карту все и поражение в обороне Москвы будет для страны фатальным.

Однако полностью ощутить на себе всю тяжесть положения выпало обычным бойцам, курсантам и ополченцам. Мирные граждане вгрызались в мерзлый грунт, роя окопы. Бойцы готовили оборонительные позиции. Те, кому не повезло по воле случая оказаться ближе всего к надвигающейся линии фронта, дорого отдавали свои жизни, выигрывая секунды, минуты, часы, дни, недели. А в это время с Дальнего Востока шли эшелоны со свежими силами. Сталин вывел часть войск из пограничных с оккупированным Японией Китаем, поняв, что японская армия не перейдет в наступление еще достаточно долгое время.

Легенды обороны столицы

Самый легендарный эпизод обороны Москвы, а также самый обросший мифами и небылицами - бой "28 героев-панфиловцев". До недавних пор было известно немного и, в основном, благодаря двум статьям военкора Александра Кривицкого в "Красной звезде".

По данным Кривицкого, 26 ноября 1941 года бойцы 316й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Панфилова у разъезда Дубосеково, практически без поддержки артиллерии остановили продвижение немецкой армии. Статьи про 28 панфиловцев стазу же стали так нужным фундаментом для военной пропаганды и укрепления боевого духа бойцов. Тем более, что и им самим в самом скором времени предстояло лицом к лицу столкнуться с теми самыми немецкими танками.

Периодически то тут, то там раздаются возгласы различных авторов, утверждающих, будто бой 28 панфиловцев придумал Кривиций, а на самом деле хоть бои и были, но такого подвига никто не совершал. Эта версия базируется на расследовании Военной прокуратуры 1948 года. Правда, сторонники этой теории забывают, что расследование было политически ангажированным и, вообще-то, было проведено через 7 лет после того памятного боя. Да и про немецкие документы они тоже забывают, а там полный порядок - бой был.

Окончательная точка в расследовании

Российское военно-историческое общество без устали исследовало все рассекречиваемые документы и осенью этого года членам общества повезло: они наткнулись на рассекреченные документы 1942-1944 годов под грифом "СМЕРШ". В этих бумагах нашлось три новых свидетельства реальности того боя у разъезда Дубосеково и два новых описания боя, а также многочисленные подробности обстоятельств совершения этого подвига. Например, слова политрука Клочкова "Отступать некуда" действительно были им произнесены.

Материалы дела

Расследование Главного управления контрразведки "СМЕРШ" 1 прибалтийского направления длилось два года. Открывал дело Особый Отдел НКВД, а закрывал его уже СМЕРШ. Оно началось в 1942 году и проводилось по "горячим следам", когда некоторые из участников событий были живы и воспоминания были свежи.

Кстати, стоит заметить, что пугающая любого антисоветчика до дрожи в коленках аббревиатура НКВД переводится всего лишь, как Народный Комиссариат Внутренних Дел. В наши дни аналогом этого ведомства является МВД.

Начиналось расследование с задержания красноармейца Даниила Кужебергенова. НКВД заподозрило, что этот боец в средних числах ноября на Волоколамском направлении добровольно сдался в плен с оружием в руках, но через 7 часов бежал "при весьма сомнительных обстоятельствах". Дальнейшее расследование показало, что боец с такой же фамилией числился среди тех самых 28 панфиловцев как погибший. Более того, после ареста Кужебергенов поначалу утверждал, что он участвовал в том бою. Позже, правда, от своих слов Даниил отказался.

Отметим, что формулировка "бежал из плена при весьма сомнительных обстоятельствах" означает, что у следователя возникли подоздения на счет верности бойца присяге. Конкретно в случае Даниила Кужебергенова самым главным грехом была сдача в плен с оружием - это говорит о трусости перед лицом врага. А его последущее чудесное бегство из плена могло означать вербовку бойца немецкой разведкой для диверсии или шпионажа. Следовательно, задержать такого человека было жизненно необходимо.

В результате звезду Героя получил Аскар Кужебергенов. Получил, правда, посмертно. Но задержание Даниила стало тем самым камушком, что при падении вызывает сход лавины. Следователи начали проверять все обстоятельства героического боя. В том числе проверялся и материал Кривицкого.

Поначалу расследование напоминало последующее, которое в 1948 году проведет Генпрокуратура. Следователи тоже начали с бойца, который выжил, попал в плен и позже из него бежал. Но тут сходство заканчивается - контрразведка, в отличие от генпрокуратуры, выяснила, что бой был и Кривицкий описал его достаточно близко к реальности. Однако в документах нашлись новые, ранее засекреченные факты.

Показания бывшего военкома 1075 гвардейского стрелкового полка старшего батальонного комиссара Ахмеджана Мухамедьянова

Как рассказал товарищ Мухамедьянов, в том героическом бою немцы сосредоточили основные силы на своем правом фланге и ударили по левому краю советской обороны, то есть по 4 стрелковой роте в районе разъезда Дубосеково, Ширяево и Петелино. Основной удар пришелся на второй взвод роты. Первая атака автоматчиков была отбита. Потеряв около 80 человек ранеными и убитыми, немцы отступили. И тогда на поле вышло около полусотни танков, развернутых в несколько эшелонов.

Политрук Клочков, узнав о бедственном положении второго взвода, направился к ним. Бойцам удалось продержаться 4-5 часов. Бойцы подпустили танки противника поближе и уничтожили 18 машин ручными гранатами и "коктейлями Молотова". Однако, Мухамедьянов показал, что все 28 бойцов во главе с Клочковым были убиты и задавлены танками.

Начальник штаба 1075 гвардейского стрелкового полка старший лейтенант Андрей Ветков

Как утверждал Андрей Акимович Ветков, во всех ошибках и неточностях при составлении материалов виновата спешка при их оформлении. Эта черта, кстати, в 1941-42 годах прослеживается в советских документах, а в 1944-45 годах - в немецких. Оно и понятно - когда враг уверенно наступает, перемалывая любые заслоны в труху, не до бумажек. Но сам факт подвига неоспорим, что Ветков и подтвердил.

Однако, он рассказывает только о самом подвиге, но когда дело доходит до неточностей в наградном списке, Андрей Акимович начинает теряться. Судя по всему, следствие дошло до той стадии, когда начался поиск виновных в халатном отношении к наградным документам. Единственным препятствием оказалось то, что командир 4 стрелковой роты Гундилович погиб, а все остальные причастные к интересовавшим контрразведчиков документам были ранены и лежали в госпиталях далеко от места ведения расследования.

Собранные СМЕРШем документы говорят о том, что от 4 стрелковой роты, принявшей 16 ноября 1941 года бой под Москвой к лету 1942 года в строю остался лишь один человек - Филипп Трофимович Дживаго, бывший старшина роты.

Бывший военком 1075 гвардейского стрелкового полка Мухамедьяров

С разрешения командования дивизии военком Мухамедьяров, вместе с полковником Капровым, начальником политотдела дивизии Голушко и командиром второго батальона капитаном Гундиловичем выезжал на место боя у разъезда Дубосеково. По возвращении они рассказали, что в бою погибли все 28 героев. Тела 27 из них были найдены в окопах и были захоронены со всеми воинскими почестями, что были на тот момент возможны. Тела политрука Клочкова среди погибших не оказалось. Но он тоже в том бою участвовал и в нем погиб. Тело политрука подобрали местные жители, хорошо его знавшие. Они похоронили Василия Георгиевича за сторожкой путевого обходчика разъезда Дубосеково.

Судьба капитана Гундиловича сложилась трагически. В январе 1942 года он был назначен командующим батальоном и погиб в апреле того же года.

Выжившие панфоловцы

Сначала считалось, что смертью храбрых пали все 28 героев. Число обнаруженных тел соответствовало. Однако, идентификации, по всей видимости, не проводилось - не та обстановка. Но вскоре начали появляться выжившие герои.

Первым из выживших в том бою нашелся Иван Натаров. В госпитале он рассказал о пережитом бое на Волоколамском направлении и вскоре умер от тяжелых ранений.

Вторым стал рядовой Илларион Васильев. Его "контра" нашла в 1942 году. Васильев "подозрения на афериста не вызывал", был контужен и простоват. Кроме того, успел удивить свою супругу, заехав к ней в гости - она считала мужа погибшим и удостоенным званием Героя Советского Союза посмертно. А еще до контузии он очень точно пересказывал однополчанам ход боя.

Именно Илларион Васильев подтвердил знаменитые слова политрука Клочкова "Отступать некуда" - до этого Кривицкого обвиняли в том, что эти слова он выдумал.

Последний лист дела

В заключительном листе дела приведена справка. 13 декабря 1944 года некий майор СМЕРШа указал, что в деле подшиты все собранные материалы, а лиц, подлежащих взятию на оперативный учет по вышеуказанным материалам не имеется. То есть, контрразведчики все изучили, дело закрыли, никого не наказали - не за что оказалось. За малозначительные неточности и творческие преувеличения тогда не сажали и не расстреливали.

Влияние подвига 28 панфиловцев

Зимой 41-42 года история 28 героев, отдавших свои жизни за свою Родину, стала известна всем. Она даже была отпечатана миллионным тиражем небольших книжек, разойдясь по карманам гимнастерок бойцов Красной Армии. Панфиловцы стали теми героями, что были так нужны нашим бойцам. Отступление начала войны серьезно деморализовало солдат, а о героях, самоотверженно оборонявшихся в многочисленных "котлах", почти ничего не было известно - практически все эти истории мы узнали уже после освобождения оккупированных территорий от фашистов.

О подвиге Николая Сиротинина стало известно из рассказа жительницы села Сокольничи, а подробности боя и похорон героя - из дневника обер-лейтенанта 4 танковой дивизии Фридриха Хёнфельда. 17 июля 1941 года противотанковая батарея 6 стрелковой дивизии, совместно с 2 батальоном 409 стрелкового полка 137 стрелковой дивизии  прикрывала отход советских войск. Довольно быстро все орудия, кроме 45-мм противотанковой пушки Николая Сиротинина были уничтожены. Батальон отступил, а 20-летний старший сержант Сиротинин принял бой и за два с половиной часа уничтожил 11 танков, 7 бронемашин и убил 57 солдат и офицеров врага. После обнаружения позиции немцами, Николай ответил на предложение сдаться стрельбой из карабина. Он сопротивлялся до последнего патрона - около тела погибшего Николая немцы нашли только три снаряда для пушки и груду стрелянных винтовочных гильз. Немцы были настолько поражены мужеством русского солдата, что похоронили его с воинскими почестями.

И таких примеров - великое множество. Каждая стычка становилась для немцев суровым испытанием. В дневниках офицеров Вермахта будет множество свидетельств случаев самопожертвования, но о большинстве мы узнали уже после войны, когда немецкие документы попали в руки компетентных органов. А тогда, под Москвой, армия нуждалась в героическом примере здесь и сейчас.

Да и сейчас нам нужны такие истории, а не выдумки про мужиков в трусах поверх штанов. И в этом преимущество истории нашей страны - настоящие герои есть едва ли не в каждой семье. И именно потому все чаще появляются разного рода солженицыны, уверяющие нас, будто половина страны сидела, а половина охраняла; что войну выиграли только завалив врага трупами; что Сталин едва ли не лично расстрелял десятки и сотни миллионов граждан СССР. И все эти "разоблачения" и "срывы покровов" создаются исключительно для того, чтобы мы начали презирать наших предков и стыдиться их подвигов.

Расследование подвига 28 панфиловцев должно научить нас тому, что историю ни в коем случае нельзя мифологизировать. Любой миф в истории вреден: и положительный, и негативный. Негативный, в силу так любимых всеми "срывов покровов" очень живуч; а вот позитивный, в случае его разоблачения, превращается в негативный, да еще под соусом "нам все врали". И тогда рушится сама основа государства - вера людей в себя, в своих предков и их правоту.

Загрузка...
комментарии

- Нажмите ,чтобы оценить


Вконтакте
Максимальная длина сообщения 600 символов.